Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Безнадега, безнадега, а я маленький такой

Развлечения
Безнадега, безнадега, а я маленький такой

[b]«Вот я закрываю глаза и говорю себе: РОССИЯ. И мне представляется необозримое пространство, заваленное снегом, молчаливое и ужасное. А из снега торчат соломенные крыши. Кругом ни огня, ни звука, ни признака жизни…»[/b]Такой нерадостной увидел родину сельский фельдшер Смирнов, герой повести Куприна «Мелюзга» (1907). Такую Россию позапрошлого века попытался воссоздать в своем новом фильме по ее мотивам Владимир Морозов. Отчаянный поступок, достойный всяческого уважения, потому как за классику в нашем кино сейчас держат Акунина и Лукьяненко. Но перенести на экран кружевную сеть купринской прозы – задача не из простых… Под силу, пожалуй, лишь таким «священным чудовищам», как Абрам Роом, экранизировавший в 64-м «Гранатовый браслет»…Все вышесказанное отнюдь не смутило молодого режиссера. Его предыдущие серьезные проекты – романтические сериалы о Евлампии Романовой и откровенно слабый фильм «Вечерний звон» совместно с Владимиром Хотиненко.Кстати, этот мастер и стал «художественным руководителем» новой ленты. А на одну из ролей Морозов пригласил Аллу Клюку, по счастливому совпадению его супругу, весьма раздобревшую после рождения маленького Вани. Не волнуйтесь, малыш тоже окажется в кадре в процессе кормления мамой… Но это я отвлеклась…А сюжет очень прост. В «краю, забытом богом и начальством», в «окруженной старинным сосновым Касимовским бором», глухой деревне Большая Курша, вынуждены коротать зимние дни и вечера, а также делить стол два антагониста – учитель-идеалист и фельдшер, злобный циник. Клавдий Иваныч Астреин (Дмитрий Муляр) тупо диктует недорослям о Сысое, Фоме и Ереме, Сергей Фирсыч Смирнов (Александр Коршунов) ухватисто рвет зубы, сыплет порошками направо-налево и гонит в шею надоевших за зиму односельчан.Разница между нашими «интеллигентами» в том, что первому не несут, а второму очень даже. И поэтому каждый день столуется бедняга Астреин у разухабистого товарища, ведет с ним, как водится, под непременную водочку разговоры не только о дровах, но и о характере русского мужика, а также о грядущем непременном счастье. А за окном негостеприимно подвывают натуральные волки, щелкая зубами. Напрасно, однако, ждать кровопролитного зверства. Герои погибнут – но совсем не от волчьих клыков…Не будем, однако, забегать вперед. Смысл муторного диалога-поединка учителя и фельдшера до боли знаком начитанному зрителю – «вошь я или право имею»? Классика.Борьба нашего хорошего с еще более хорошим. Один оппонент стоит другого. Если учителю снятся чудесные сны, во многом инициированные дебелой рыжеволосой Липочкой (Алла Клюка), встреченной им на новогоднем празднике у попадьи, то фельдшер уже не ждет от жизни никаких чудес. Первый верит в творческое начало человека, в «силы богатырские», в чудо, второй безразличен к счастливому будущему без него лично. Астреин благовоспитан и учтив, Смирнов развязен и хамоват. А роднит их не только водка, которая поглощается литрами, но, в конечном итоге, глухая тоска, от которой впору ночью биться на снегу (один из лучших эпизодов с Александром Коршуновым) или завыть по-волчьи в метельный мрак… Для них, горожан, самая большая драма – отсутствие событий, монотонность бытия. С мужиками и бабами они разной группы крови. И в кадре не появляется ни одного сочного народного характера – за исключением, пожалуй, лишь кухарки Смирнова в тонком исполнении Валентины Ананьиной. Оказывается, можно оказаться «лишними людьми» не только в светском обществе, но и на черноземе. Даже если вершишь общественно полезное дело. Но, пардон за банальность, без души.Поэтому-то русская деревня остается для наших пьяниц-холостяков-философов чужой территорией, такой враждебной «терра инкогнито». А чего они, собственно, ждали? Ведь, как известно, зимой в русской деревне тоска. А если не любить людей и не интересоваться их жизнью – то и летом тоже. Герои, которых нам предлагается пожалеть в силу их печальной участи, органичны в природной среде, как булыжник в манной каше. Заливаясь по уши водкой (в финале учитель, уже не стесняясь учеников, хлещет ее прямо из горла), сельские «интеллигенты» сеют «разумное, доброе, вечное» и удивляются, что не всходят побеги гуманизма.Почва их отторгает как инородное тело. Дело ведь не в том, чтобы знать, как лоб перекрестить. А в том, что со своей книжной правдой насильно не осчастливливать народ. Кстати, в уста Смирнова на этот счет вкладываются слова честные и яростные: – Если хочешь знать, – говорит он Астреину, – никакого русского народа нет. И России никакой нет. Есть только несколько миллионов людей и несколько сотен разных национальностей. И ничего общего между ними. И никто в России ничего не понимает. Ни я, ни бог, ни урядник, ни губернатор, ни черт, ни сам мужик… А вот учитель считает, что и крошечные люди, «мелюзга», могут быть великими в своих чувствах…Астреин – точно, из когорты несчастных башмачкиных, максим максимычей и фирсов. Кстати, не зря сама фамилия учителя косвенно намекает на другого доктора – Астрова из чеховского «Дяди Вани» (1896).Не поверите, но у Антон Палыча была своя «Мелюзга» – рассказ 1885 года о страданиях чиновника Невыразимова. Но это к слову – хотя чеховское влияние на Куприна отрицать трудно.Пожалуй, споры между героями, их мысли, – самое интересное, что есть в фильме. И самое коварное – все-таки это кино, а не литература, даже такая классная. Нельзя душить действие взаперти, вести от стола к столу… Даже отличная игра актеров (что Коршунов, что Муляр – на высоте) не спасет. В фильме катастрофически не хватает энергии движения, воздуха, да и знаменитой космичности русского пейзажа…Явно скромный бюджет сказался на картинке, которая на зимнем ландшафте просто плывет, хотя в некоторых деревенских интерьерах – просто чистые Перов и Маковский в одном флаконе (заслуга замечательного художника Валентина Вырвича).Но не будем слишком строги. Тем более перед нами не картинка из учебника истории ХIХ века, а частное мнение г-на Куприна, тоже, кстати, не самого большого трезвенника, и г-на Морозова о своих корнях. А то, что получился весьма мрачный анекдот в стиле передвижников, набитый расхожими штампами о «загадочной русской душе», – так это даже весело. Потому как разгадать его без водки ну никак невозможно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.