Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Знаменитость предпочитает подвал

Развлечения
Знаменитость предпочитает подвал

[b]На премьеру в Доме кино в воскресенье приглашены воспитанники детских домов, кадетских училищ и военнослужащие Высшей школы военного собаководства, а также министр культуры Михаил Швыдкой и даже вице-премьер Валентина Матвиенко. Потому что очень давно у нас не появлялось новых детских фильмов.[/b]Картина режиссера-дебютанта выходит как нельзя вовремя – ведь президент Путин уже «поднял вопрос» о беспризорных детях. Так что, с точки зрения политкорректности, все путем.Детдомовец Шурка Калашников подбирает потерявшегося щенка овчарки и дает ему имя Спартак. Однако директор детдома ([b]Андрей Панин[/b]) велит щенка изгнать, ну а Шурка, не желая терять лучшего друга, уходит вместе с ним. Так он становится беспризорным, мыкается со своим псом по компаниям таких же бездомных, то попадает на работу к крутой бизнесменше – владелице элитарной гостиницы для собак (И[b]рина Розанова[/b]), то становится сыном полка под мудрым контролем командира ([b]Владимир Меньшов[/b]). Под конец натасканная в армии собака обезвреживает на вокзале террористов с целой сумкой взрывчатки, мальчик становится знаменитостью, но взамен открывшихся светлых путей выбирает подвал, где обитают старые приятели-беспризорники.Фильм, где есть дети и животные, не может не быть милым. «Спартак и Калашников» — фильм безусловно милый, настолько милый, что, думается, при слишком очевидной серьезности темы мог бы быть и чуть менее милым. Картина про беспризорных детей вызывает умиление, местами смех, романтика бродячей жизни и крепкой подвальной дружбы радует глаз. Беспризорники на экране вполне приличные ребята, они не матерятся, хоть иногда и дерутся, но, в общем, относятся друг к другу нежно. Кроме того, жизнь их, очевидно, вообще не слишком черна, коль скоро они позволяют себе, например, затянувшись пару раз, выбросить сигарету. Тут вроде не только на сигареты хватает, а ведь все равно – порой отвлечет кто, так ведь пожалеешь начатую сигаретку, забычкуешь.Тема ясна, проблема поставлена: беспризорные дети никому не нужны. Из всех детей для нас важнейшими являются свои. До остальных дела нет. Директор детдома – жуликоватый равнодушный тип, словно вышедший из какого-нибудь сюжета киножурнала «Фитиль» образца 70-х; бизнесменша тоже никак не желает вникать во внутренний мир мальчика; полковник вроде бы ничего, душевный, но – видит Бог – степень его душевности зашкаливает, не по-полковничьи это как-то.«Спартак и Калашников» сделан с легкостью необыкновенной, особенно если учесть, что Андрей Прошкин – дебютант. Для дебютанта – предельно удачно.Ребята подобраны с толком, хотя слегка угнетает их явная «типажность», граничащая со штампом; Розанова, Панин, Меньшов – каждый хорош, впрочем, как всегда. Художник и оператор постарались – фильм изобилует сочными съемками Москвы, емкими и подробными картинками быта. А уж второй главный герой – овчарка Спартак – поистине талантливейший актер. Вроде все очень даже неплохо, но… Но вот засел неприятный осадок, и ничего с ним не сделаешь.Воля ваша, есть темы, к которым стоит подходить предельно деликатно. Наверняка и фильм о беспризорных детях можно сделать легко, с юмором. Но и легкость, и юмор, и романтика свободы в этом случае не должны быть самодостаточными. Уходить из зала после фильма о беспризорниках с легким сердцем? Увольте, это не та легкость, которой так хочется в жизни. Только не хотелось бы слышать возражений, что, мол, про войну ой-ой-ой какие комедии снимали – «Небесный тихоход», «Беспокойное хозяйство», «В шесть часов вечера после войны» и пр. Это из другой оперы. То была война, общая трагедия, боль, не обошедшая ни одного человека в стране. Искусство было призвано на помощь как врачпсихотерапевт. В случае с брошенными детьми психотерапевт не нужен. Потому что, кажется, не очень-то они нас волнуют.Возможно, Андрей Прошкин ждал от самого себя других акцентов, а от фильма – другого эффекта. По крайней мере хотелось бы надеяться, что это так.

Подкасты