Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

ПОЧЕМУ Я ВОДОВОЗ

Развлечения
ПОЧЕМУ Я ВОДОВОЗ

[i]Он – самый. Самый скандальный. Едва ли не самый известный. Когда-то был провокатором-галеристом: одним из первых занялся раскруткой «актуального» искусства в Москве. Когда-то он был человеком-собакой: бегал голым на четвереньках и пугал прохожих. Короче говоря, Олег Кулик, художник.Создает видеофильмы, постановочные фотографии-коллажи и прочие замысловатые творения, частично с зоофилическим содержанием.Кулик (вопреки общественному мнению, с собаками он не живет) – существо вполне миролюбивое. Кулик может быть мудрым и добрым. Правда, «Те, кто думает, что я такой мягкий, – ошибаются. Есть старая мудрость: чем сильнее воин, тем дольше он сдерживается».[/i][b]– Года четыре назад вас зазвали к себе юные ученики одного из самых скандальных отечественных художников, которые устраивали суд над не менее известными и не менее скандальными художниками – обвиняли знаменитостей в бесталанности. Знаменитости по очереди смущались и оправдывались. Вы едва ли не единственный заставили «орлят» стушеваться… [/b]– Серьезно? А как? [b]– Стали им вместо ответа рассказывать, как правильно совокупляться с кошками.[/b]– Ну вот, а я и не помню.[b]– А зачем вы превращались в собаку? [/b]– Моя задача была в том, чтобы вернуть искусству «тело» – зрелищность, природность, животность, дикость, непредсказуемость. И сделал я это буквально – своим собственным телом. Я не политический борец. А московский концептуализм 70-х годов занимался политикой.Это не было искусством! Так вот, я хотел повернуть художника обратно к искусству.[i]На самом деле Кулик – тоже «социальный» художник: например, создал фотоальбом «В глубь России» (на фотографиях Кулик занимался любовью с животными). А в Стокгольме он как-то презентовал художественный объект – голубую корову, засунув голову под хвост которой можно было увидеть внутри картинки из русской деревенской жизни.[/i][b]– Вы учились на геологоразведочном. По-прежнему любите путешествовать? [/b]– Я, в принципе, люблю сидеть дома, но меня все время «угораждивает» влюбляться в людей, для которых сидение в четырех стенах – самая страшная пытка. И более того, постоянно находятся в предвкушении очередного великого путешествия. Вот сейчас с ними на Угру съездил. Рыбу ловил.[i]Папа Олега был вторым секретарем ЦК компартии Украины, и родители совсем не мечтали сделать сына художником, хотя и отдали в художественную школу. «Партийцем я становиться не захотел и ушел из дома, получив образование геолога. Тогда я мыслил себя писателем. Я хотел жить в деревне и присоединиться к модному течению деревенщиков».В 1981–84 годах он работал директором сельского клуба в Селижаровском районе Тверской области. В деревне Олег сочинил роман и пьесу из жизни бомжа, с которой даже ездил в Москву и предложил ее режиссеру Плучеку. Плучек пьесу не взял.Зато в Москве Кулик познакомился с авангардистами. «В Доме народного творчества – под неофициальной крышей всех тогдашних абстракционистов – были Пригов, Орлов, Лебедев, Кабаков, и я стал с ними общаться, но от своей жизни в деревне не отказывался. Авангардисты жили в тепличных условиях – читали западную прессу, общались с иностранцами, но были совершенно оторваны от советской жизни. А я уезжал в деревню. В этом, пожалуй, мое главное отличие от многих московских художников: во мне есть оптимизм и некая плебейская жизнерадостность, потому что я пять лет прожил в такой среде, где пессимизм – смерть. Там жизнь в постоянной борьбе – дров наколоть, воды принести. Утром просыпаешься – весь пол в инее. Тут не до пессимизма. Один художник сказал мне: «Тебе хорошо, у тебя была такая трудная жизнь, а вот мне после вечно полного холодильника знаешь как тяжело!» [/i][b]– Художнику надо быть богатым? [/b]– Каждый стоит столько, во сколько себя оценивает. И если ты за свою работу берешь меньше, чем ты стоишь, то это надо как-то «обыграть»: дескать, это не потому, что я такой скромный, а потому, что я такой умный.Понимаете, из ста булочников один может, конечно, быть неудачником. Но остальные девяносто девять свои пирожки продадут. Из ста художников девяносто девять свою продукцию продать не смогут. Люди, которые идут в вулканологи, знают, что это профессия с самой высокой профессиональной смертностью. Художник – тоже профессия самоубийственная.[i]Первый его перформанс в качестве человека-собаки состоялся в Галерее Гельмана. Его коллега Александр Бренер пытался сдерживать Кулика, который рычал и бросался на публику.В 1995-м Кулика-собаку пригласили в Цюрих на вернисаж. Кулик сказал, что будет охранять вход, и охранял – встал в дверях на четвереньки, лаял, кусался и никого не пропускал, пока его не увели полицейские. Публика была в ужасе и восторге, и человек-собака добрался даже до Нью-Йорка. Критик, которого Кулик укусил в Стокгольме, давал интервью «Меня покусало произведение искусства».[/i][b]– Вас, простите, сумасшедшим все еще называют? [/b]– Разговоров о моей неадекватности по-прежнему много, но сейчас стало полегче. Хотя, если бы вы знали, какие письма до сих пор получают мои родители: позор нации, будьте прокляты, гореть ему в аду, цитаты из проповедей приводят...[b]– Задевает? [/b]– Задевало, когда был куратором галереи «Риджина». А сейчас хвалят или ругают – уже как-то все равно. К сожалению, я в этом стал профессионалом. [i]Самый знаменитый скандал вокруг галереи «Риджина» был связан с акцией «Пятачок раздает подарки»: в галерее публично зарезали поросенка. Галерею пикетировала возмущенная общественность, присутствовал ОМОН. Протестовали не против убийства – против публичности.В последние месяцы куликовского кураторства в «Риджине» поставили герметичные окна (чтобы заливать зал водой для всяких выставочных целей). Кулик закончил работать с «Риджиной» в 1993-м. Намеченная акция «Роды» (рожать в галерее должна была реальная женщина) не состоялась. А спустя несколько лет его идеей воспользовались телевизионщики: в сериале «Тайны следствия» исполнительница главной роли родила вместе со своей героиней перед камерой[/i].[b]– Что более неприятно – равнодушие или «гнилые помидоры»? [/b]– Нелюбовь – это болезненно. В какой-то момент до самоубийства остается один шаг. У меня это было по три раза на дню. Но теперь у меня меньше стало промахов в работе – я их просто не выношу на зрителя. И больше того – в промахах и провалах тоже надо уметь находить плюсы. Вот недавно я из ранее отбракованных своих фотографий сделал целый выставочный проект, называется «Мусорная корзина». Получился негромкий жест, но сильный. Знаете историю соперничества Шаляпина и Собинова? «Федя, я тебя сегодня перепою!» – и действительно: предпоследняя громовая фраза Собинова, стены дрожат, зал захлебывается от восторгов. А Шаляпин свою – последнюю – фразу выдает немыслимо тихо, как будто туман стелит, густым чистым басом. Публика зашлась в овациях, а Шаляпин за кулисами, прислушиваясь, сказал Собинову: «О, Леня! А ты орал».[i]На триеннале в Барселоне Кулик представил проект «Семья будущего»: «Я сделал инсталляцию, куда можно было вползать только на четвереньках. Кураторы объяснили мне, что на выставку должен прибыть министр культуры Испании, и что он оставит мою инсталляцию без внимания, так как ни за что не согласится при всем народе встать на четвереньки. Я же пытался доказать, что министр культуры полезет куда угодно, лишь бы там было искусство. Мы поспорили. Приходит министр со свитой, меня представляют, они говорят: «Мы о вас недавно говорили с вашим министром культуры Швыдким. Очень интересно было бы поближе познакомиться». Я говорю: «С превеликим удовольствием, вот моя инсталляция, она посвящена открытию в себе животного, но, к сожалению, в нее можно проползти только на четвереньках». Министр кивнул, встал на четвереньки, за ним встала вся его свита, и они на карачках поползли внутрь».[/i][b]– У нас получается, что Олег Кулик – чистой воды герой-романтик.[/b]– Приземленный романтик. Помните, как у Толстого описывается понятие героизма: герой – это тот, кто на своем месте делает то, что нужно делать. Когда осколки, взрывы, снаряды – а водовоз несет свою воду. Нести воду – и все.Я как-то делал перформанс в Риге: я рисую накладным клювом свой портрет на стекле, а стекло в это время меня ругает – такой голос обывателя («Надоел! Отпусти меня! Дурак! Говно!»). И в конце голос говорит самое страшное: «Ты бездарь!» – и человек-птица разбивает клювом стекло. Оказалось, что я кое-чего не учел: когда я стал бить стекло – оно поддаваться не захотело, а бил я сильно, даже губу рассек. И я его решил разбить кулаком. Разбил.[b]– Это вот этот шрам? [/b]– Да. Короче говоря, разрезал я руку до кости. А никто из зрителей ничего не понимает (может, так и надо, чтобы кровь шла). Первое желание – заорать, да так, чтобы... Я этот крик подавил и четко подумал: видимо, смерть будет все-таки легкая, так что главное сейчас – не выглядеть мерзко. Потому что в памяти у людей останется именно это, последнее. И я как мог перехватил другой рукой рану и кому-то сказал: «Я порезался, очень сильно, вызовите врача». Человек упал в обморок – это была девушка. Потом рядом оказался парень. Он побелел, когда увидел вывороченные слои мяса, жира и кожи, но врача вызвал. И все газеты потом отмечали мое «поразительное хладнокровие». Кто-то даже сделал из этого негатив: мол, все-таки эти русские из другого теста сделаны, чем нормальные люди...[i]Как-то он напугал журналистов своей скульптурой «Плодородие»: огромной металлической конструкцией совокупляющихся быка и коровы. Впервые художник демонстрировал эту работу на выставке ультрасовременного искусства в Копенгагене и мечтал выставить ее рядом с памятником Жукову в Москве.[/i][b]–Как сделана ваша серия «Рай», в которой Кулик занимается любовью на фоне диких животных? [/b]– Это стекло, которое закрывает витрину с чучелами всяких разных животных – от львов до жирафов, а перед стеклом – обнаженные Адам и Ева, которые, отражаясь в стекле, оказываются как бы внутри этого нового рая. Снимали в зоологическом музее в Хельсинки, но дирекция быстро запретила заниматься сексом в музее, и часть работ – это коллаж, имитированное отражение в стекле.[b]– Вы внешность свою продумываете? [/b]– Нет, конечно. Просто меняюсь сам. Кстати, до сих пор чувствую тут «травму». Травма такая. У меня есть любимая сестра Лена, она младше на семь лет и намного красивее меня. У нее были абсолютно круглые розовые ушки, которые торчали как пять копеек из черных волос. Узкое лицо, чувственный рот, раскосые глаза, феноменальная фигура, высокий тонкий рост – и эти ушки! Это было так красиво! И вот однажды я приезжаю к ней: другая Лена. Перекрашенные волосы – и прижатые к голове уши! Ох...Но я ее люблю невозможно. У нее двое детей, мальчик и девочка, которые от нее унаследовали фантастическую внешность: оба ярко-ярко, солнечно рыжие, с чистой «английской» кожей и пронзительными глазами.[b]– А вы сам рыжий, если коротко не стричься? [/b]– У меня борода рыжая. Кто-то там в роду «наследил».[b]– Как к вам относятся ваши соседи по дому? [/b]– Даже чувствую некоторую доброжелательность. Это очень приятно, потому что ничего такого специального я для этого не делал. Они ко мне привыкли – как к тому, что встает солнце.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.