Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Кто придумал Последний звонок?

Кто придумал Последний звонок?

Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

ВЕРОНИКА ДУДАРОВА: ДИРИЖЕР – ПРОФЕССИЯ ШТУЧНАЯ

Развлечения

[i]Для москвичей Вероника Дударова и ее оркестр – нечто хорошо знакомое и привычное. А вот одна из шведских газет услышала ее концерт так: «…Что касается дирижера Дударовой: это просто переодетый Герберт Караян!» [/i][b]– Вероника Борисовна, чьи портреты висят на стенах вашего кабинета? [/b]– Караяна, Чарльза Мюнша и Мравинского. Трех моих любимых дирижеров.[b]– А как вы, кавказская женщина, попали в классическую музыку? [/b]– Да какая там кавказская женщина! Папа окончил Петербургский технологический институт, работал на нефтепромыслах, был известным инженером.Баку тогда, в 20–30-х годах, был очень музыкальным городом. Туда приезжал молодой Ойстрах, на концерты которого я регулярно бегала. Было много зарубежных дирижеров. Один из них – Стефан Штрассер – собрал вокруг себя талантливых ребят. Водил нас на концерты, в оперу. Потом я поступила в Ленинграде в музыкальное училище. А затем решила вместо фортепиано заняться дирижированием. Это была самая настоящая авантюра.[b]– Много ли в мире известных женщин-дирижеров? [/b]– Я знаю только американку Сару Колдуэлл – оперного дирижера из Чикаго. И еще несколько талантливых женщин-дирижеров в Скандинавии. В «Геликонопере» сейчас работает молодая молдаванка Виктория Унгуряну.[b]– А ваши профессора не пугали вас тем, что мужчины-музыканты могут отказаться подчиняться дирижеру-даме? [/b]– Да мои педагоги прекрасно знали мой характер – твердый, как камень. Впрочем, Мравинский как-то сказал, что если бы я была не девушкой, а молодым человеком, то он немедленно взял бы меня к себе ассистентом.[b]– Вы трудно расставались с оркестром Московской областной филармонии? [/b]– Это был коллектив, созданный во время войны из очень слабых музыкантов. Постепенно, с огромным трудом, я его вышколила. Он стал «российским»; мы начали выезжать за границу. У меня хранятся газетные вырезки, где его именуют аж «одним из лучших в Европе». Но однажды у нас сорвалась выгодная зарубежная поездка (по ошибке в Латинскую Америку запланировали отправить нас и одновременно оркестр Светланова). Музыканты приписали этот просчет мне – и тут же начался бунт на корабле – жалобы, письма в министерство, проверочные комиссии. В общем, наступила усталость в отношениях, завершившаяся надломом. Я ушла и несколько лет была дирижером-гастролером (лучшее время моей жизни!). А в начале перестройки создала еще один коллектив – нынешний.[b]– Вы уже столько лет работаете дирижером. Не тяжело ли? Возраст-то уже далеко не девичий.[/b]– А дирижер – профессия без возраста. Но вы угадали: готовлю себе наследника. Это мой ученик, дирижер, который у нас уже работает, его зовут Туган Сохаев. Параллельно он служит в опере Уэльса – четыре месяца в году. Его высоко ценит Валерий Гергиев – и я.[b]– Осетинская мафия? [/b]– Считайте, что так (смеется). Гергиев в Петербурге, я в Москве и вот теперь еще этот молодой человек. Раньше осетинам и не снилась такая музыкантская судьба. А в Осетии много талантливых людей. Мы народ малочисленный, но одаренный.[b]– Вы дирижируете по нотам или наизусть? [/b]– Всегда с партитурой. На моих глазах во время концерта Вилли Ферреро, дирижировавшего наизусть 4-й симфонией Чайковского, кларнетист вступил по ошибке на одну четверть раньше… и все сразу же рассыпалось. Это был такой ужас! Я поняла тогда, что партитура нужна всем – за исключением, быть может, гениев. А наши музыканты «без партитуры» – это в основном малорепертуарные люди, вызубрившие полтора десятка вещей, которые у них кочуют из концерта в концерт.[b]– Чем занимаетесь в свободное время? [/b]– У меня его нет.[b]– Что должен в первую очередь уметь дирижер? [/b]– Сидеть на репетициях великих. Я прошла хорошую школу на репетициях Мравинского. Один знакомый музыкант, милый старичок из Госоркестра, как-то мне заметил: «Вы единственная из всех молодых, кто ходит на репетиции!» Нынешние – не ходят. Поэтому дирижерский класс в консерватории сейчас убогий. Жаль. Ведь дирижерская профессия – товар штучный.

Подкасты