Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Ее «Валенки» дошли до Берлина

Общество
Ее «Валенки» дошли до Берлина

[i]Кто не знает: с первых же месяцев, дней войны вместе с первыми воинскими частями направлялись на фронт бригады артистов. Поляны, землянки, госпитали, санитарные поезда заменяли концертные залы. Одними из первых на фронт выехали артисты Лидия Русланова, Владимир Хенкин, Михаил Гаркави. В архиве Комитета по делам искусств при СНК СССР сохранилось письмо от группы воинов: «Нет ничего лучшего для нас, людей фронта, как изредка, хоть по радио, прослушать народные песни в исполнении Лидии Руслановой».[/i][b]«Кажется мне, что это мой сын!»[/b]Лидия Андреевна вспоминала: «Это было под Вязьмой. Привели актеров в землянку. Вошли трое солдат. Просят меня спеть «на посошок», на дорожку. Известно какую – в бой. Послушали с удовольствием, поблагодарили и ушли. Ночью одного из них приносят. Тяжело раненного. Он стонал в беспамятстве и все звал маму. Села я возле него и тихонечко запела колыбельную. Пою и слез не сдерживаю: кажется мне, что это мой сын умирает.Так хотелось песней вдохнуть в него силу жизни. Перестал метаться, а рука все холодеет… вскоре увезли. Часто вспоминала я о нем, но так и не могла узнать, жив ли он или умер тогда. Потом в районе Сухиничей я снова встретила этого бойца, и опять раненного. И снова я гладила его руку, а он говорил: «Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал». Наконец наступил конец войне. Кончается последний военный концерт, я пою «Степь широкую» и вижу, что кто-то расталкивает людей и вдруг бросается ко мне. Я сразу узнала его, хоть и возмужал он, офицером стал, вся грудь в орденах. Выжил. Подняла я его руку и крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в победу! И он победил!» История эта похожа на легенду, и тем не менее это быль, от первого и до последнего слова…[b]Ее «Валенки»[/b]Шел обычный фронтовой концерт. Его ведущий, Михаил Наумович Гаркави, заметил, что у одного из солдатиков валенки почти что развалились, как говорится, дышат на ладан. Гаркави рассказал об этом Руслановой.Она вспомнила саратовские частушки про валенки, немного переделала слова и спела на свой манер. Успех был оглушительный. Пришлось спеть снова. «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки» – в этих словах и небогатая жизнь деревни, и неудача девушки – «не в чем к милому ходить», и бесшабашная русская любовь – «по морозу босиком к милому ходила». Эта незатейливая, шутливая песня, рожденная в народной песенной традиции, стала настоящим шедевром, визитной карточкой актрисы.После исполнения песни к Руслановой подошел солдатик, чьи валенки находились в столь плачевном состоянии, что послужили основой для рождения песни, сказал, что отмахал за ночь немало верст по бездорожью, разбил валенки, но попал на концерт любимой певицы:– Придется выбросить валенки, а жаль, – заметил он.– Может, действительно, Лида, оставим их для истории? – предложил Гаркави.– Таскаться с ними по всему фронту, – удивилась Лидия Андреевна. – И о какой истории ты говоришь, Миша? Сегодня живы, а завтра…А вот как писал о ней писатель Валентин Катаев в 1942 году в журнале «Огонек»: «Известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова… почти с первых дней войны разъезжает по частям героической Красной Армии, выступая перед бойцами. Она ездит с маленькой группой артистов. Где только они не побывали! И на юге, и на юго-западе, и на Севере! Они дают сотни концертов. Лес. В лесу еще сыро. Маленький, разбитый снарядами и полусожженный домик лесника. Совсем недалеко идет бой… Осколки срезают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова… На певице мордовский сарафан, лапти. На голове цветной платок – по алому полю зеленые розы. И что-то желтое, ультрамариновое. На шее бусы. Она поет. Ее окружают сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных халатах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из леса и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем… Вот она закончила песню. Молодой певец подходит к певице. Он говорит: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло...»[b]Концерт у Бранденбургских ворот[/b]На свои средства Русланова дарит Красной Армии две батареи «катюш». Концерты, концерты, концерты. В одной части ее попросили петь более часа, затем продлить пение. Подключили микрофон к радиодинамику, чтобы слышали немцы и думали, что русские отдыхают, а за это время провели передислокацию части.И в поверженном Берлине, у Бранденбургских ворот, пела она «Валенки». Говорят, это было так: в ответ на тысячеголосую просьбу спеть любимую песню Русланова широко раскинула руки, лукаво подмигнула: – А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали! Под восторженные крики «Ура!» и катящиеся волнами аплодисменты песня повторилась на бис несколько раз.Маршал Георгий Константинович Жуков подошел к певице, снял со своей гимнастерки орден и отдал его Лидии Андреевне. Шквалом крика «Ура!» был встречен этот поступок маршала. После концерта бойцы протянули Руслановой уголь и попросили расписаться на колонне рейхстага, рядом с именами тех, кто брал Берлин.[b]В опале[/b]За эту-то всенародную любовь, за то, что была независима и строптива, поплатилась сполна Лидия Андреевна. Да и не только артистка… Первый удар был нанесен по Жукову. Маршала, творца Победы, отстранили от руководства Наркоматом обороны. Второй удар – по генералам, с которыми он воевал, и… по артистам фронтовых бригад, награжденным маршалом. Первой среди этих артистов значится Лидия Андреевна Русланова, самая популярная в народе артистка и к тому же жена сподвижника и друга Жукова генерала В. В. Крюкова.Леонид Утесов певцам сказал как-то о Руслановой: «Ей звание вовсе не обязательно. У нее есть главное – имя». А у нас – память о ней. Пластинки, записи, ее бесподобный голос, над которым по-прежнему не властно беспощадное время…

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.