Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

ШЕДЕВР ПОД РАЗОБРАННОЙ КРЫШЕЙ

Общество

[i]Есть такой непобежденный рецидив.Разрешили спилить дерево — пилят десять, утвердили проект надстройки одного этажа — надстроили три, дали добро на снос ветхого строения — заодно с ним сломали прочный соседний дом...[/i]В последние годы городские власти ведут решительную борьбу с такими «переборами». Но стремление выйти за рамки дозволенного плохо изживается. Новый пример — «Бахметьевские гаражи».Этот интересный объект, созданный гениями ХХ века — архитектором Константином Мельниковым и инженером-конструктором Владимиром Шуховым, оказался под угрозой гибели. Для Москвы это была бы слишком ощутимая потеря.До 1999 года здесь, в Сущево, на улице Образцова, 19, был 3-й автобусный парк. Теперь он перебазировался подальше от центра города, на Алтуфьевское шоссе, где для него построили современный гаражный комплекс. На прежнем месте остались несколько сооружений, одно из которых — памятник архитектуры с государственным номерным знаком, и участок земли в 3,4 гектара.Разговоры о судьбе этой территории велись давно. Лет 30— 40 назад предлагали в угловом краснокирпичном здании устроить музей истории автомобиля, выставку антикварных машин. О таком идеальном варианте забыли, вероятно, из-за отсутствия средств. Предлагали даже поставить здесь 50-этажный жилой небоскреб. Против этой идеи нашлись убедительные доводы. Наконец, хотели перевести сюда с Долгоруковской (прежде — Каляевской) улицы завод электроосветительных мачт. Но разве это решение проблемы — передвинуть производственное предприятие от центра на какихто 500 метров? Выводить так выводить! Московское правительство учло, что Сущевка испытывает серьезный дефицит детских и культурных учреждений, и решило передать бывший автопарк Еврейской общине Марьиной Рощи, чтобы она создала здесь общеобразовательную школу и досугово-культурный центр. Это называется временным безвозмездным использованием. Арендатор может освобождаться от арендной платы, если он проводит реконструкцию или реставрацию объекта.Кажется, все логично. Градостроительное обоснование возможности размещения такого объекта на освободившейся территории выполнено в 33-й мастерской НИиПИ Генплана (автор — Галина Николаева). И работы начались, хотя проекта реконструкции, согласованного с Главным управлением охраны памятников города (ГУОП), еще не было. По-видимому, заказчик слабо представлял, с каким значительным памятником архитектуры имеет дело.Долгие годы из-за революций, войн, других пертурбаций мы плохо содержали свое культурное наследие. Бережливости не способствовали идеологическое ожесточение, нетерпимость взглядов. Конструктивизм был у нас господствующим стилем в архитектуре в 20—30-е годы, а в 40—50-е оказался гонимым.Конструктивист Мельников (1890—1974), поразивший весь мир своими экстравагантными, невероятными и одновременно в высшей степени функциональными проектами, был вынужден преподавать черчение в Архитектурном институте. На родине слава к нему вернулась лишь незадолго до смерти. А на Западе уже давно изучали его творения.Проект многоэтажного стеклянного гаража в Париже над Сеной получил на международном конкурсе место «выше первого». Газеты писали: с этим ни одна архитектурная идея не может сравниться, вернуться к проекту, чтобы реализовать его, можно лишь в XXI веке! А в Москве Мельников гараж все-таки построил, правда, проект, осуществленный у нас, гораздо скромнее и предназначен был не для частных лимузинов, а для рейсовых автобусов, которые были закуплены в Англии.Это и есть гараж на Бахметьевской, ныне — улице Владимира Образцова.Эстет сразу определит автора Бахметьевского гаража. Но не всякому дано угадать в невзрачном, на первый взгляд, сооружении талант «Дедала ХХ века».Так, оказавшись за обшарпанным фасадом, забытое модой, у нас нередко гибло самое лучшее. В мельниковском наследии есть здания, которые содержатся более или менее удовлетворительно, но нет ни одного сооружения, реставрированного по всем правилам. Даже в его собственном доме-мастерской в Кривоарбатском переулке и во всемирно известном клубе имени Русакова на Стромынке многое утрачено.Не испытывая особого пиетета к памятнику в Сущево, заказчик взялся за его реконструкцию и «побежал впереди паровоза».Кровля после необходимого согласования была разобрана на пороге зимы. Это было сделано обоснованно. По заключению специалистов, покрытие гаража действительно находилось в тяжелом состоянии, могло не выдержать снеговую нагрузку. Однако вместо того, чтобы безотлагательно сделать новое временное покрытие для сохранения стен от промокания с последующим губительным размораживанием, подрядчики пошли дальше — разобрали больше, чем было разрешено.Несанкционированно демонтированы 8 (а по другим сведениям — 15) стальных ферм Шухова, якобы для исследования их несущей способности и подверженности коррозии. Одной фермы для этого исследования было бы достаточно. И вообще, в этом случае можно было обойтись без демонтажа конструкций. Зачем же снимать 8 ферм? И почему самовольно? Когда заказчика спросили: «Где сейчас эти конструкции?» — ответ был удивительный: «В хорошем месте...» Конкретного ответа не дождались.В Главном управлении охраны памятников просто ахнули. Даже в самые трудные послереволюционные годы шуховские конструкции отличались особым качеством и надежностью. Так скоро от «Бахметьевского гаража» ничего не останется... В адрес заказчика было направлено предписание о приостановлении всех работ.Резонно! Это тот случай, когда в цепочке «арендодатель (здесь — город) — арендатор — имущество» проигрывают все.— Мы можем, — говорит начальник отдела контроля за охраной и использованием памятников ГУОП [b]Валерий Гончар[/b], — предъявить арендатору штрафные санкции. Но если они будут слишком строгими, он может отказаться от объекта и бросить его в нынешнем состоянии — сослаться на нехватку средств...Начальник Управления строительства, реконструкции и землепользования префектуры Северо-Восточного округа Александр Михайловский не драматизирует случившееся. По его мнению, ситуацию можно быстро исправить, если заказчик осознает содеянное и будет строго придерживаться процедур согласования. Объект ему передан на 5 лет, как сложится ситуация дальше, будет целиком зависеть от пользователя.

Подкасты