Война, любовь и вундеркинды
[b]Фильм Ирины Гедрович «Фотолюбитель» участвовал в Берлинском кинофестивале этого года. Он целиком, за исключением нескольких минут постановочной съемки, построен на специфическом фотодневнике немецкого офицера, который вел его в 1941–43 годах в России.[/b]Толстый фотоальбом, снабженный к тому же письменными комментариями, подробно рассказывает об участии молодцеватого немца в сражениях с партизанами и карательных операциях. Вот он поджигает деревенские дома, а вот обыскивает партизана, а теперь режет курицу… Особой идейностью и фанатизмом этот веселый офицер, судя по всему, не отличался. Хотя иногда и сообщает, что застрелил нескольких пленных или престарелого еврея, несшего по улице понадобившиеся немцу печные трубы. При этом он сохраняет бесстрастие, а иногда даже справедливо замечает: если то, что построили в России большевики, называется раем, то что же тогда будет называться адом?..Фильм Ирины Гедрович имеет несколько подтекстов, в которых трудно разобраться. На первом плане, конечно, зверства нацистов. На втором – равнодушие берлинского бюргера.Картина идет под непрекращающиеся немецкие марши – они сводят на нет весь сюжет, создавая однообразное, трудно определимое настроение.Более логичным выглядел фильм Галины Долматовской «В. С. Возлюбленная солдата» – история любви Константина Симонова и Валентины Серовой. Растянутое на час повествование хоть и было названо премьерой, но, вообще-то, НТВ уже показывал его сокращенную версию. Кстати, выглядела она гораздо крепче и информативнее затянувшегося оригинала.Но самым загадочным оказался фильм Таисии Курской «Да просветится свет ваш перед людьми» о талантливых детях-музыкантах, которые начинают свою карьеру под крылом известного скрипача и дирижера Владимира Спивакова.Малолетние виртуозы, играющие сложнейшие произведения в сопровождении именитых оркестров, вообще вызывают удивление: как может маленькая девочка понять драматизм музыки Бетховена? А в фильме Курской вундеркинды и вовсе смешивают все карты – выясняется, что эта же маленькая девочка с легкостью меняет место за роялем на гимнастические маты, демонстрируя головокружительные шпагаты и кульбиты.Другой талантливый ребенок, мальчик лет двенадцати, серьезно рассуждает о патриотизме. Покатавшись на яхте и посетив православную церковь, он вдруг заявляет, что культура в России должна уже наконец достичь того уровня, на котором она находилась при существовании СССР.При этом через весь фильм режиссер проводит непонятную мысль о том, что единственной альтернативой жизни ребенка, как из пулемета наяривающего на рояле Шопена, является жалкое существование попрошайки на вокзале, который возникает на экране с аккордеоном под песню «Бесаме мучо».«Когда смотришь на ребенка – видишь будущее», – говорит в фильме Спиваков. Если он действительно обладает такими способностями, то, должно быть, странную картину видит он, общаясь с такими вундеркиндами. Если к нашему прошлому приплюсовать будущее, столь же сумбурное, как мысли и слова юных героев, то у отечественного документального кино в нем будет мало шансов на возрождение.[b]На илл.: [i]14-летняя Ася Фатеева, питомица Фонда Спивакова, украсит любой концерт, да и фильм тоже[/b][/i]