…и Пушкин, романтический и дерзкий
[b]Василий Тропинин родился крепостным, а умер академиком Императорской Академии художеств. В творчестве живописца XVIII век соединяется почти с передвижничеством. На самом же деле Тропинин всецело принадлежит к пушкинской эпохе – к последнему взлету классики, когда вместе с Гете и Гегелем русская культура смогла породить это чудесное явление в согласии с советом поэта «сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». Сама биография художника подтверждает этот принцип: крепостной графа Миниха, а затем графа Моркова становится национальной знаменитостью.[/b]А ведь портрет – искусство тонкое. В отличие от пейзажа или натюрморта портрет – очень древнего происхождения. Портретами можно считать уже половецких баб. Сходства с оригиналом в архаическом портрете не требуется – достаточно было усов и сабли. Портрет представлял не глубины личности портретируемого, а его должность, ранг, социальный статус. Что доказывает «Автопортрет живописца на фоне Кремля», Тропинин «всю Москву переписал» – с атрибутами ремесла – муштабелем, палитрой и кистями. Примитивистский рельеф на могиле какого-нибудь залихватского вояки и изображения святых на иконах – тоже портреты. Неважно, что Николай Мерликийский был негром или мулатом, написанный изографом русский старец точно изображает сущность любимого русского святого. Конечно, и древние египтяне, и этруски, а тем более художники эпохи эллинизма и Возрождения не избегали сходства, но сходство не было для них сверхцелью.Психологизм появился позже, лет двести назад. В эпоху романтизма. И Тропинин его принял. Об этом говорит и «Портрет сына» – с резким поворотом головы, контрастами света и тени. Но переплавил его в классику.Лучший пример – шедевр художника – портрет Пушкина, в котором поэт предстает личностью романтической, дерзкой и возвышенной.Визуально классицизирование сказалось не столько в заказных портретах художника, сколько в его работах для себя – в женских образах: в знаменитой «Кружевнице», «Златошвейке», «Девушке с горшком роз», «Украинке, собирающей сливы». Все они чуть-чуть подогнаны под так называемые классические образцы красоты.Даже цвет волос и глаз, а в ту эпоху для русского населения Центральной России наиболее типична голубоглазая блондинка, подогнанная под «итальянский» стандарт, что, впрочем, свойственно всем нашим художникам той поры – от Брюллова до Александра Иванова.Об особенностях работы портретиста рассказывают изображения семьи Морковых, в некоторой степени поощрявшей дарование крепостного. А, надо сказать, в то время спрос на портретистов был не намного меньший, чем на парикмахеров.Принято было иметь галерею предков, а потомкам оставить свое изображение. Потому гастролирующие по русским столицам портретисты-иностранцы хорошо зарабатывали: переписывать клиентов приходилось целыми семействами.К сказанному осталось прибавить, что в основу экспозиции положена коллекция ГТГ, дополненная работами из Московского музея Тропинина и портретом Пушкина из Музея Пушкина в Санкт-Петербурге.[b]Выставка открыта до 4 сентября[/b].