Главное
Истории
Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Как повилась авоська?

Как повилась авоська?

7 любопытных фактов из биографии Сергея Эйзенштейна

Развлечения
11 февраля 1948 года ушёл из жизни легендарный советский кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн.

Родившись в Риге в зажиточной семье известного архитектора, он с самого детства мог заниматься интересующим его делом, не думая о проблемах и хлебе насущном. Он побывал в Париже, брал уроки верховой езды, играл на рояле и знал три языка, постигал новое искусство фотографии и баловался созданием комиксов, - практически личность эпохи Возрождения!

Будучи примерным сыном, Эйзенштейн окончил Реальное училище и поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Но тут случилась революция, буквально отрезавшая его от родных. Вскоре юношу призвали его на военную службу в Красную армию. Надо сказать, что к этому времени в нём всё ярче разгоралась любовь к театру, но пока только с точки зрения архитектуры и оформления. За годы, проведённые им в армии, он успел оформить множество театральных спектаклей в качестве художника-декоратора. Вернувшись в Москву и пережив кратковременное увлечение японским языком, он поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские, возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом. Именно здесь Эйзенштейн впервые прикоснулся к искусству кино. Его уход из театра был вполне сознательным, но почти совсем не связанным с тягой к новому виду искусства. Дело в том, что он не видел смысла работать в той области, где уже существовал свой гений – Мейерхольд, поэтому он обратился к области иной – той, где гения ещё не было.

Первые кинематографические опыты Эйзенштейна были не столько художественными, сколько техническими - в частности, он перемонтировал знаменитую картину Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок", которая в нашем прокате вышла под заглавием "Позолоченная гниль". Дальше была робкая попытка документалистики, выросшая в создание собственного узнаваемого кинематографического языка. Сейчас и "Октябрь", и "Броненосец "Потёмкин" вряд ли кем-то воспринимаются как документальные ленты, но задумывались они именно таковыми. Дальше успех молодого режиссёра пошёл по нарастающей: зарубежная учебная командировка, во время которой Эйзенштейн не столько учился, сколько сам преподавал; и, конечно, новые и новые фильмы. Не все из них становились и признавались бесспорными шедеврами, но те, которые входили в сокровищницу мирового кинематографа, оставались в ней до конца.

"Вечёрка" предлагает вашему вниманию подборку любопытных фактов из биографии мастера.

1. Первый свой фильм снял для театра.

Во время обучения у Мейерхольда Эйзенштейн осуществил несколько самостоятельных постановок. Самой известной из них стал спектакль "Мудрец" по пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты". В нём он опробовал многие режиссёрские приемы и придумки, в том числе небольшую кино-вставку – один из первых случаев, когда кино пришло в театр. Режиссёр экранизировал дневник Глумова и эта работа стала первым кинематографическим опытом будущего мэтра.

2. Должен был снять сериал о революционной борьбе.

На стадии задумки документальный сериал носил название "От подполья к диктатуре" и должен был состоять из семи частей: "Женева - Россия", "Подполье", "1 мая", "1905 год", "Стачка", "Тюрьмы, бунты, побеги", "Октябрь". Увы, полностью реализовать этот цикл не удалось. Вышла "Стачка" и вышел "Октябрь", который быстро признали одним из лучших фильмов в истории кинематографа. Вместо планируемой картины "1905 год" на экранах страны появился "Броненосец "Потёмкин" - дальнейшее уже история.

3. Является автором одной из самых цитируемых сцен в истории мирового кинематографа.

Речь идет о знаменитом эпизоде из фильма "Броненосец "Потёмкин" - легендарной сцене расстрела на Потёмкинской лестнице. Эту сцену использовали и как документальные кадры, и как объект пародии, и просто как цитату в рамках другого фильма. А самым популярным во всем этом эпизоде стал кадр с катящейся коляской. Он снова и снова возникал в десятках картин, снятых в разное время и в совершенно разных странах ("Возвращение "Броненосца" Геннадия Полоки (1996), "Гудбай, Ленин" Вольфганга Беккера (2003) "Kebab Connection" Анно Зауля (2005), "Голый пистолет 33 1/3" Питера Сигала (1993, США), "Неприкасаемые" Брайана де Пальмы (1987), "Бразилия" Терри Гиллиама (1985), "Фантоцци Второй Трагический" (1976) Паоло Вилладжио, "Дежа Вю" (1989) Юлиуша Махульского и многие другие).

4. Стал доктором искусствоведения, не защитив диссертацию.

Почетную учёную степень Эйзенштейну присвоили совсем не за кропотливую научную работу, а за сценарий фильма "Александр Невский", который вскоре после своего выхода на экран собрал всевозможные премии и награды и моментально разошелся на кино-цитаты.

5. Создал орков для "Властелина колец".

Конечно, реальность чуть менее впечатляюща, чем заголовок, но тем не менее. Дело в том, что кто только не использовал кадры ледового побоища из снятого Эйзенштейном "Александра Невского". Причем наиболее колоритными казались тевтонские войска. Когда режиссер Ральф Бакши взялся за создание анимационного фильма "Властелин колец", он использовал в технологии ротоскопии фигуры тевтонцев из "Александра Невского" - поверх них были нарисованы орки.

6. Реконструировал одно из первых русских театральных представлений

Вернее будет сказать даже "пратеатральных". В своей картине "Иван Грозный" он подробно восстановил одно из двух церковных театральных действ древней Руси – "Пещное действо", традиционно разыгрываемое в церквях на Рождество. И ещё один факт, связанный с "Иваном Грозным", - костюмы с этой картины оказались весьма востребованы спустя три десятилетия, когда Леонид Гайдай взялся за создание своей фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию".

7. Умер, "не дойдя" нескольких шагов до цветового кино

Как и любой уважающий себя крупный режиссёр эпохи чёрно-белого кино, Эйзенштейн много экспериментировал с цветом. Способы и цели были разные, но цвет периодически окрашивал, то целые сцены, то кадры, а то и вовсе отдельные элементы внутри кадра. Но до полноценного цветного кинематографа он не дожил. Интересно, что в ночь с 10 на 11 февраля, когда режиссёр скончался от сердечного приступа, он как раз работал над статьей "Цветовое кино".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

5 легендарных фильмов Сергея Эйзенштейна

5 интересных фактов о фильме "Броненосец "Потёмкин"

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.