Кто снимает Москву лучше всех?
[b]Москва – фото инкогнито[/b]Чем интереснее жизнь, тем больше желания ее запечатлеть на пленку. А то вдруг мгновение уйдет… Чтобы уйдя, оно не потерялось – мгновение в полном соответствии с новыми правилами должно быть «пропиарено». Конкурс фотографий «Серебряная камера», проходящий под личным патронатом мэра Москвы Юрия Лужкова и при поддержке Банка Москвы, а также компаний «Sony», «Билайн», «Mastercard», «Ингеоком», а еще традиционных для Дома фотографии спонсоров «Kodak» и «Hennessy», как раз и занимается отбором (и, разумеется, последующим прославлением) самых удачных фотообразов современной, меняющейся на глазах Москвы.Ведь так интересно навести фокусировку на сам момент перемен, который вот-вот станет крохотной черточкой в бесконечном калейдоскопе истории… Конкурс проводится уже в пятый раз, и сотрудники МДФ с гордостью говорят, что он юбилейный. Успех налицо – количество работ с каждым конкурсом заметно увеличивается. На сей раз четыре сотни фотографов заявили о своем участии, а всего соревнуются 7350 снимков. Интересно, что виды нынешней первопрестольной теперь привлекают и тех, кто раньше от нее нос воротил или снимал самые черные точки, которых и правда еще недавно было навалом: то есть фотохудожников из Европы – Франции, Нидерландов, ФРГ. Да и китайские фотографы тоже имеют свой взгляд на московские процессы.Понятно, что и нам интересно, как нас видят друзья-соперники. Но множество снимков, выставленных пока еще в Интернете на сайте МДФ (сама фотовыставка откроется только 23 июня!), не имеют подписей авторов. Почему? А потому, что в прежних конкурсах несколько раз подряд победителями выходили одни и те же фотомастера. И это вызвало подозрения у наблюдателей. Но устроители с возмущением отвергли обвинения в «пиаре своих» – как можно говорить такое, имея дело с действительно первоклассными работами! И решили впредь обезопаситься от таких упреков. Так что смотрите на фотографии, а не на авторов – и, может статься, вы угадаете в начинающем, никому не известном фотографе будущего мастера.[b]Геометрия кривых зеркал плюс чаепитие в стиле Кустодиева[/b]Три номинации задуманы как огромная городская фреска. «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица» – такое разнообразие портретом мегаполиса не назовешь, многочисленные «запечатленные мгновения» скорее складываются в бесконечный фотороман.Без героя – если говорить о номинации «Архитектура». Здесь в основном здания и урбанистические пейзажи. В серии «Московская геометрия» – черно-белые фото. Не сразу понимаешь, что это знакомый московский дом или переход по новому мосту со стеклянной стеной, или просто низенькая белая мазанка для строителей с единственным узеньким окошком в уголке – в таких необычных ракурсах это взято фотографом. Вообще стремление к оригинальности, необычности взгляда отличает операторов номинации «Архитектура». Например, серия «Москва зеркальная». Это вам не старые штучки 50-х, когда из фотоателье просто выносили большое зеркало и снимали то, что в нем отражается. Здесь город отражен в отполированных до блеска кусках стеклобетона, уже ставшего эмблемой новой Москвы – непривычной по облику, и явно претендующей на титул одной из шикарных столиц мирового бизнеса. Но на такую пока похож только тот город, который увидел фотограф, «нащелкавший» его отражения в кривом зеркале стеклобетона. В нем-то даже обыкновенный кирпичный дом пятидесятых годов старой разваливающейся кладки с обвислыми балконами кажется ни дать ни взять творением Гауди.Вся многообразная разностильность городских строений попадает в поле зрения внимательных наблюдателей с камерой – и крыши обычных домов, и купола храмов, и темные переулки, где играют мрачноватые тени. А кто-то посвятил целую серию акведуку в Ростокино – и сумел передать свое впечатление, странное, удивленное, сочувственное. И вправду необычно видеть в центре Москвы акведук, построенный по всем законам древнеримской архитектуры – сейчас такое можно увидеть где-нибудь на окраинах Рима или Стамбула, да и то в полуразвалившемся виде… А скромный снимок из серии «Мистика города» – веселое зеленое деревце, пробившееся сквозь сплошной асфальт, раскинувшее парочку хрупких веток на фоне ржавой московской решетки. Тут шика никакого. Зато много жизни! Само ее бурное кипение, по замыслу устроителей, должно было стать героем номинации «События и повседневная жизнь». И фотографы стремились к тому же. Увы, тут-то темы далеко не всех снимков отличаются богатой фантазией искателя. Они традиционны для московской жизни: ипподром и зоопарк, фестиваль пива, черно-белые юные роллеры на сумеречных бульварах и в темных дворах, – почему именно изображающая их серия названа «Повседневная жизнь»? Современный московский гламур представляют снимки боди-арта в Сокольниках и московского подиума – в высшей степени невинные. Но яркие находки и явные отсылки к высокому искусству есть. Серия «Фестиваль чая» своей купеческой пестротой и выстроенностью композиции напоминает полотна Кустодиева. А «Доминанта цвета», где в руках фотографа «заиграли» и красно-белые трубы заводов на фоне ослепительно голубого неба, и разноцветные воздушные шары, выпущенные на волю, – абстрактные цветовые композиции Кандинского.[b]Лица, которые так легко узнать[/b]Зато в номинации «Лица» фотокамера вдоволь всмотрелась в обитателей сегодняшней Москвы. Таких разных и в то же время тех, кого можно увидеть на улицах и пройти мимо, не проявив любопытства… Исключением стали, пожалуй, только фотопортреты знаменитостей – целая серия, посвященная Анастасии Волочковой (причем, учитывая скандальный имидж балерины, так и хочется сказать, что снимки-то редкие – в них она на сцене, в роли), портреты Петра Капицы, Олега Янковского, Владимира Машкова… Это уж точно профессиональный фотограф работал – снимки хоть сейчас вешай в фойе престижного кинотеатра, они украсят и любой посвященный искусству альбом.Но это лишь часть московской богемы. Серия «Московские художники» будто возвращает в восьмидесятые, в мирок подвальных мастерских и подпольного, но такого безудержного веселья в темных московских подворотнях, в общество бородатых длинноволосых юношей и красоток в меховых шубах и коротеньких «мини». В объектив любопытных фотокамер попали и цыгане – и эти смуглые лица маленьких девочек с красными розами в иссиня-черных волосах, матерей семейств с золотозубыми улыбками и задумчивых мягких старух на снимках вызывают неподдельную симпатию, какую вряд ли испытывают люди, видя их же не в домашней теплой обстановке, а кочующими по переходам метро.В «Лицах» заметно больше желания «подсмотреть» интересные, острые моменты или интересных персонажей. Инвалиды – например, трое вошедших в раж безногих ребят в самый ответственный момент гонок в инвалидной коляске по асфальту. Или серия, условно названная «Неформальная молодежь»: на самом деле это наша обычная молодежь, далекая от политики, озабоченная обычными молодежными проблемами: обнявшаяся парочка под лесным деревом, мрачный юнец c густой черной гривой, завязанной сзади в косичку, или наголо обритый скинхэд в черной коже, сидя заснувший на лавочке.Конкурс есть конкурс – и из этой многофигурной фрески большого города жюри выберет победителей, которых будет не так уж много. Но большое значение для устроителей будет иметь и мнение зрителей, которые могут проголосовать прямо в залах дома фотографии или на сайте (mdf.ru). И «Приз зрительских симпатий» по итогам такого голосования обязательно будет вручен.[b]Следуя «правилам игры», то есть условиям конкурса, мы подписываем под снимками только названия серий. Имена авторов держатся в тайне...[/b][b]На илл.: [i]Кремль. Новый церемониал Президентского полкаА эта серия называется совсем просто: «Пиво»[/b][/i]