АЛЕКСАНДР ГОРБАНЬ: В ТЮМЕНИ НА КУХНЕ Я ОБЩАЮСЬ С ЧЕХОВЫМ
[i]Недавняя постановка «Вишневого сада» режиссера Александра Горбаня хоть и пришлась на Тюмень, однако немедленно оказалась в списке номинантов на «Золотую маску», что, имея в виду череду блестящих и полюбившихся народу постановок (от «За двумя зайцами» до «Левши»), дает Александру Николаевичу право на собственную оригинальную и уравновешенную позицию.[/i][b]— Я знаю массу людей, что скручивают «на нет» ручку радиоприемника, едва только DJ упоминает о театре.[/b]— К несчастью, я не знаком с ними, а то бы пообщался. Да, нынче все расслабляются – одни с проститутками, другие – сами будучи таковыми, третьи… идут в режиссеры или балдеют от тайского массажа. Но я не желаю из театра устраивать развлекаловку! Хотя «спасать искусством» тоже никого не стану.Никого не спасешь. Никого не убедишь. Я делаю ставку на жесткую армейскую дисциплину вкупе с высоким творческим началом. Не знаю, для кого как, но, по мне, сейчас слишком много демократии развелось. И театр не исключение: «Э-эй, братцы! Пьем до утра: и-и ра-ааз! А проснемся бухими – добавим еще: и-и два!!!» Не хочу бардака! Уже наелись под завязку. Хочется, чтобы в театр приходили здоровые, чистые, красивые люди. Разве это так много? [b]— Кстати, о развлечениях. Вы согласны, например, с Петром Фоменко, который словно умышленно отводит от своих спектаклей и зрелищность, и внешнюю остроту сюжета, – это не обедняет театр? [/b]— Обедняет? Работа Фоменко – это высший пилотаж. Вот так, без лишних эпитетов и сравнений. Только не сразу это понимаешь. Еще бы! Нас так и тянет на авангард. Вся Европа, Америка, да кто угодно давно выжали из русского театра все, что могли выжать, а мы… Мы продолжаем соблазняться каким-то сраным авангардом столетней давности… А Петр Наумович – мастер, умеющий ставить в любом жанре, тонко чувствующий победу.Помню генеральную репетицию в Вахтанговском своего спектакля «За двумя зайцами»: ор, шум, гам, куча людей, какаято перебранка, у меня пульс – сами понимаете… Вдруг ко мне подходит ассистент: «Вас Петр Наумович на пару слов!» Я чуть не послал: «Какой еще Петр На…» Однако сообразил, бросился его разыскивать. И тут – до премьеры, до репертуарной раскладки — он заявляет, что спектакль удался, что спектакль сенсационен.[b]— Позвольте маленькую зарисовку: допустим, два театроведа пришли на спектакль. Обоим спектакль не понравился… [/b]— Заплатишь побольше – понравится! [b]— Может быть, но я не об этом. Так вот, один из них в финале зааплодировал вместе со всеми, рассудив, что «руки не отсохнут», другой же просто молча вышел вон. Вопрос: будете хлопать, когда хочется плеваться? [/b]— Всегда! [b]— Вы так добросердечны? [/b]— Если кто-то повел себя некрасиво – это его проблемы. После конфликта я стараюсь сгладить все углы, чтобы ни в коем случае не оставалось недоговоренностей. Цитата к случаю: «С врагами я разберусь. Что мне с друзьями делать?» По сути моя профессия – привносить в мир людей побольше комфорта.А если не желать здравия или покойной ночи – может, и вовсе не стоит жить?.. Тем более познавая сложную науку не жизни, но выживания. Мне-то проще – глядите: одни кости да жилы. А дребезжал бы излишним жирком – сожрали б за милую душу! Сегодня просыпаюсь утром: ни горячей воды, ни холодной, ни газа… Но глоток кофе никак не помешал бы. Газа нет – бери кипятильник; его нет (увезли на дачу) – бери электрический чайник. Но чайника тоже не оказалось. Пришлось варить кофе на утюге.[b]— Иному человеку, оставшемуся без утреннего кофе, ничего не стоит впасть в депрессию… [/b]— Ай, не люблю зануд да нытиков, их так много развелось! Работать надо. Тогда никакой депрессии не будет. Ясно? Боюсь показаться резким и плоским, но жизнь многому учит. Раньше я был добреньким, а сейчас стал… добрым. С рычащей буквой «р».[b]— А вам не приходило в голову, что однажды в жизни вы крупно ошиблись и все ваши рассуждения – пшик? [/b]— Посмотрите по сторонам: это мы с вами ходим – светлые, красивые, любящие, воспитанные, образованные, хорошо одетые люди. Ходим и болтаем, находясь в порочной круговерти эгоизма. Всю социальную боль, все, чем дышит народ, я ношу в себе, не забалтывая и не утрируя. Сидя на кухне где-нибудь в Тюмени, я ни много ни мало общаюсь с Чеховым, и не потому, что я – повернутый, просто хочу поделиться своей любовью и, может быть, найти ключ к современному миропониманию.[b]— Любое знание подразумевает личную ответственность. Вы можете тысячекратно быть очкариком, но с нравственной точки зрения распорядиться своим знанием не сможете.[/b]— За то, что мы порушили все нравственные институты и каждодневно не стремимся к светлому пределу, – все будем жестоко наказаны. И наказание уже в пути. У меня 14-летняя дочь. Но голова у нее совсем другая, нежели у меня: вместо мозгов – компьютер, иначе не скажешь. Был момент, когда компьютер настоящий у нее сломался. Гляжу: стала с бабушкой больше общаться, книги читать. Сейчас снова сидит за компьютером. И все семьи такие. Мы не передаем своим детям того, что должны были бы передать. Даже на «ремнем по заднице» нас перестало хватать.[b]— Но вернемся к театру.[/b]— А на театр – погибает он или нет – обычно смотрят двояко. Исторически так: было всегда и будет... Применительно же к дню сегодняшнему: молодежью никто не занимается, среднее поколение махнуло на себя рукой, стариков – кого не похоронили – списали, из провинции золотые кадры не черпают. Чураются: дескать, не Москва. Нет никакой провинции, кроме как духовной! Раньше в актере порода сидела, а сейчас все держится на технике или интуиции.[b]— Так какой же театр вы выбираете? [/b]— Вишневый. [b]— ? [/b]— Вспомнил знаменитый спор Чехова и Станиславского: какой же это сад собрались вырубать — вишнёвый или вишневый? Вишнёвый сад всегда в цвету, и перевести его на щепки – варварство. Вишневый же цветет и плодоносит в последний раз – такой он старый. Вырубив его, только оздоровишь атмосферу вокруг… Я выбрал вишневый, трактуя его судьбу как диагноз нашего общества.[b]Досье «ВМ» [/b][i]Горбань Александр Николаевич. Родился 28 сентября 1960 года. Заслуженный артист России. Много ставил в провинции (например, «Вишневый сад» – в Тюмени). Несколько лет работал у Константина Райкина в «Сатириконе» («Хозяйка гостиницы», «Мнимый больной»). Ставил спектакли в антрепризе («Игрушечный побег» в Театре Антона Чехова), в Театре имени Рубена Симонова («На всю катушку»). До последнего времени был штатным режиссером Театра имени Евгения Вахтангова («За двумя зайцами», «Проделки Скапена», «Левша»). Ближайшие премьеры режиссера — «Контрабас» Зюскинда в Тюмени, комедия «Семейный уикенд» в Театре имени Рубена Симонова.[/i]