Лит-хоп топ-монстра
[b]Мамонов сейчас нарасхват. Рекламные кампании концертов, частое появление в СМИ, интервью и неизменно хвалебные рецензии на вышедшие альбомы – все это сопровождает жизнь знаменитого музыканта. В этом году даже вышло два фильма с его участием «Пыль» и «Темный Му».[/b]Актерство Мамонова неразрывно связано с его музыкальным творчеством – к каждому выступлению слово «спектакль» подходит больше, чем «концерт».Он разыгрывает драмы и трагедии, иногда сопровождая их импровизированным балетом. На его альбоме «Шоколадный Пушкин» стоит подзаголовок «лит-хоп». Этот стиль определяет переход песен Мамонова в состояние литературных текстов, начисто лишенных мелодий и рифм. Так что его можно называть еще и писателем.…На концерт в «Апельсин» стоит очередь. Билеты дорогие, но зал полон народу – шоу Мамонова, теперь не такое уж редкое, не обесценивается. Он появляется неожиданно – выскакивает изза красного занавеса на сцену, где кроме него только два динамика. В руке микрофон, в записи звучит гитара и еще какие-то шумы. Маловато для спектакля? Мамонову хватает за глаза! В первую же секунду он заявляет: «Я уехал бы в Вайоминг, но это был бы не Маммонинг». И дополняет слова телодвижениями – не то судорогами, не то танцами умалишенного. «Я бы уехал в Вайоминг, если бы это был Маммонинг», – Мамонов меняет местами слова, танцует, фонограммой звучит монотонное бряканье гитары. Трудно представить, что такие виды могут держать зрителя в напряжении. Однако ж держат. За перемещениями Мамонова по сцене следишь как завороженный, он похож не на певца, а на бойца: каждая песня как раунд в боксерском поединке.Удивительны мамоновские преображения. После каждого номера он – и вправду как после драки – энергично проходит кругом по сцене, поводя плечами, смахивая пот со лба. В песнях он кричит и шепчет, говорит скороговорками и мычит. Танцы его невероятны: он бегает, хищно сгорбившись, потом вдруг ложится, лежит, вскакивает снова, опять бегает, приседает, подпрыгивает, выделывает ногами дикий твист и в результате роняет микрофон.Одновременно со всем этим он проговаривает длиннющие тексты, зачастую на грани крушения сознания. Кажется, он придумывает их на ходу. Но это не так: зная его студийные записи, можно убедиться, что он повторяет свои тексты почти слово в слово.Помимо бесконечного подсознательного, Мамонов иногда пишет что-нибудь невыносимо смешное. Например, сразу после «Вайоминга» он спел песню, в которой выдал огромное количество вариаций на тему примерно такой фразы: «Бывает, что целую ночь спишь, а бывает, что совсем наоборот – не спишь». Сквозь смех и слезы наблюдая за тем, как Мамонов во время исполнения этой песни скачет по сцене, понимаешь, что он монстр не только русского рока, но еще и русской литературы. По сравнению с ним, например, модный российский драматург Евгений Гришковец со своими подкупающе сбивчивыми монологами выглядит очередным сатириком из программы «Аншлаг, аншлаг!» В клубах выступают десятки и десятки артистов, и музыка порой звучит вполне приличная. Мамонов и на этом фоне остается уникальным. Даже странно, что самое зрелищное шоу делает человек на пустой сцене с одним беспроводным микрофоном в руке.