Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

ГРИГОРИЙ ЧУХРАЙ: Я БЫЛ ВЕСЬМА ИСКУСЕН В ДЕМАГОГИИ

Развлечения
ГРИГОРИЙ ЧУХРАЙ: Я БЫЛ ВЕСЬМА ИСКУСЕН В ДЕМАГОГИИ

[i]Легенда гласит, что кинорежиссер Григорий Чухрай однажды участвовал в народном обсуждении своей картины «Сорок первый». «Вы что, знаете этого режиссера?» — спросили его любопытные граждане. – «Знаю». – «Говнюк?» — «Абсолютный!»… Потом была «Баллада о солдате», другие фильмы, десятки призов и мировое признание. Причиной тому, конечно же, – врожденный талант Григория Наумовича.И еще, думаю, его трудный характер. Сегодня Чухраю исполняется восемьдесят лет. Но глядя ему в глаза, я прекрасно понимаю, почему большое партийное руководство побаивалось этого режиссера.[/i][b]— Григорий Наумович, вы автор книги «Моя война». Создается впечатление, что эта часть жизни для вас не менее (если не более) важна, чем то, что вы сделали в кино. Это так?[/b] — У меня довольно нестыдная военная биография — уже на второй день войны я был ранен. И за эти годы совершенно забыл о своем мирном желании работать в кинематографе. Но однажды произошел удивительный случай. Бомба попала в дом, где находился книжный магазин. Был испорчен водопровод, и по асфальту текли ручейки чистой воды, а в них валялось множество книг. Я нашел всего одну сухую книгу — «Режиссура в кино» Льва Кулешова, подобрал ее и долго возил с собой. Потом отдал на хранение своей будущей жене.[b]— Вы помните, как познакомились с Ириной Павловной? Ведь она не только сохранила для вас эту книгу, но и ждала вас всю войну.[/b]— Отлично помню, как это произошло. Был сорок первый год. Мы стояли на формировании в городе Ессентуки. В выходные, когда занятий было немного, ходили по вечерам на танцы. И вот однажды, скучая в стороне, я увидел девушку, которая произвела на меня сильное впечатление. К ней подошел мой однополчанин, поговорил немного и пригласил на танец ее подругу. Я был страшно удивлен. Как так? Почему подругу? Уж я бы наверняка пригласил ее, так она мне понравилась! Позже я спросил у него, что это за девушка. «Это Ира Пенькова, мы с ней вместе учились в институте», — ответил товарищ и познакомил нас. Потом я пошел ее провожать, назначил новую встречу. У нас завязался роман. Я уехал на фронт, а она осталась в Ессентуках. Но в 44-м за прыжок в тыл врага я получил двухнедельный отпуск (я тогда служил в ВДВ, а начинал как связист). За каждый прыжок нам полагался отпуск, но этим правом обычно никто не пользовался. Но я уговорил начальство, приехал в Ессентуки, нашел Ирину и женился на ней. И свадьбу мы сыграли ровно за год до Дня Победы — 9 мая 1944 года. Женился и тут же уехал на фронт.[b]— И как же вы празднуете 9 мая — как День Победы или как годовщину свадьбы? [/b]— И так, и так. Раньше мы собирались семьей за большим столом, в память о погибших товарищах я надевал пиджак с орденами. Теперь просто смотрю телевизор. В этом году, например, увидел отвратительную передачу. В ней шла речь о том, кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом. На протяжении двух часов разбирали, кто конкретно это сделал — Иванов, Петров или Сидоров. Да какая разница, кто? Это что, футбол?! Я-то всегда думал, что знамя — символ нашей общей победы, а в ней есть заслуга и моих погибших товарищей.[b]— «Баллада о солдате» получила невероятное множество призов на кинофестивалях по всему миру.Вы-то сами ездили на эти фестивали, держали в руках призы? [/b]— Иногда ездил, а иногда даже не знал об этом. Помню, как-то мы с Валей Ежовым, который помогал мне писать сценарий «Баллады», пришли к заместителю министра кинематографии Баскакову. Большой начальник принял нас хорошо, правда, много курил. И все время стряхивал пепел в серебряную пепельницу в виде сомбреро. Я невольно обратил внимание, что на ней написано: «За «Балладу о солдате» . Очень разозлился, взял пепельницу, вытряхнул окурки прямо ему на стол и протянул Ежову со словами: «Валя, возьми, это твоя!». Она до сих пор у него хранится.[b]— Вы всегда так вели себя с начальством? [/b]— Довольно часто. Я ведь был секретарем Союза кинематографистов, членом Коллегии Госкино. Но везде оставался белой вороной, потому что не подпускал к себе чиновников. Я их просто презирал.[b]— И у вас не возникало проблем в связи с этим?[/b] — Были очень большие проблемы, но я всегда побеждал. Вот вам пример. Григорий Колтунов, который вместе со мной работал над сценарием к фильму «Сорок первый», после выхода картины написал на меня донос. Дескать, под этой грязной белогвардейской стряпней он не поставит своего честного имени. Ситуация сложилась очень опасная, ведь мы жили в полицейском государстве. Но фильм случайно попал на глаза Никите Хрущеву.А тот, посмотрев, сказал: «Отправляйте картину в Канны». В Каннах я получил престижный приз, и машина закрутилась в обратную сторону. «Сорок первый» все-таки вышел на экраны.А за фильм «Баллада о солдате» меня хотели исключить из партии. Было решено, что эта картина позорит советских людей.[b]— Это как? [/b]— А вот так! В одном из эпизодов было показано, что женщина изменяет мужу, а советская женщина так поступить не могла. Я пытался убедить начальство в том, что и такое бывало, но ничего не вышло. Спасло картину совсем другое. Она опять-таки попалась на глаза Хрущеву. Он посмотрел и снова сказал: «Отправляйте в Канны!» [b]— Видимо, Никита Сергеевич был вашим поклонником. А как вы справлялись с мелким начальством? [/b]— Я умел себя защищать. Во время войны у меня был хороший инструктор по рукопашному бою. Он говорил так: если твой противник не хватается за кирпич или палку, то и ты не должен этого делать. Но если он все-таки взял оружие, ты тоже должен схватиться за какой-то предмет. Мои противники, как правило, хватались за оружие, которое в то время было очень эффективно, – за демагогию. Я считал, что тоже имею на это право. Честно скажу, занимался демагогией и был в этом деле весьма искусен. Помню, однажды я как режиссер поставил эстрадный спектакль. Меня вызывают на худсовет, и одна дама говорит: «Мне не нравится то, что любимая песня Ленина «Дубинушка» звучит в эстрадном исполнении». Я, не задумываясь, отвечаю: «А меня огорчает, что вы говорите о том, в чем не разбираетесь. Любимая песня Ленина «Замучен тяжелой неволей», а вот любимой песней Троцкого была как раз «Дубинушка»!» Она страшно перепугалась, побледнела — ведь прослыть троцкистом в то время было чревато очень серьезными последствиями…[b]— Тем не менее вам наверняка приходилось идти на поводу у цензуры.[/b]— В своих картинах я не изменил ни одного эпизода, хотя от меня этого постоянно требовали. Помню, как во время работы над «Балладой о солдате» нас с монтажницей вызвал директор студии и велел убрать целый ряд эпизодов. Я сказал, что ничего убирать не буду. «А с вами я даже разговаривать не буду! — сообщает мне директор и обращается к монтажнице: — Я как начальник приказываю вам убрать такой-то, такой-то и такой-то эпизоды. Вы что, не слышите мое приказание?!» «Товарищ директор, я вас не только не слышу, но и не вижу! В этом фильме идет речь о мальчиках, которые умирали за нашу свободу. Я не буду ничего менять», — сказала монтажница. И заплакала.[b]— Вы всегда были таким бескомпромиссным?[/b] — Я мог себе это позволить — мой авторитет в мировом кинематографе был очень высок. А мировое признание весьма ценилось нашим тоталитарным государством. Но я бы не смог себя защитить, если быне Алексей Аджубей. Мы с ним не были знакомы, но он регулярно показывал мои фильмы Хрущеву. Тот отправлял их в Канны, а в Каннах они все время получали какие-то призы! [b]— Тем не менее о вас мало что известно.[/b]— Все эти годы я сторонился всякой суеты. Только так можно сохранить свой талант. Однажды я прочитал, что в Древнем Риме победителя встречали цветами, криками «ура», поэты прославляли его в стихах. А на запятках колесницы у него стоял раб, который время от времени повторял: «Помни, Цезарь, ты смертен!» Ведь не зря же говорят, что человек должен пройти огонь, воду и медные трубы.[b]— Что в вашем понимании «медные трубы»? [/b]— Это трубы славы, они опаснее всего. Я встречал многих талантливых людей, которые не справились с ними. Сняв один хороший фильм, они старались не уронить своего авторитета и в последующих. Но когда художник очень старается, у него ничего не выходит — это закон. Когда я снял «Сорок первый», режиссер Александр Столпер попросил, чтобы ему тоже показали этот фильм. Мы с Ежовым сидели на просмотре сзади. Когда фильм закончился, Столпер повернулся к нам и спросил Ежова: «Сколько лет этому режиссеру?» — «Столько же, сколько и мне».– «Ему бы сейчас умереть!» Я не хотел умирать и поинтересовался, почему он так думает. Столпер, покраснев, ответил: «Я не желаю вам смерти. Просто вы никогда не снимете ничего лучше этой картины».[b]Досье «ВМ» [/b][i]Григорий Наумович ЧУХРАЙ родился 23 мая 1921 г. в Мелитополе Украинской ССР. В 1952 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Юткевича и М. Ромма). С 1953 — режиссер «Мосфильма». В 1966–1970 — педагог ВГИКа, руководитель режиссерской мастерской. Народный артист СССР (1981). Снял фильмы: «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Трясина» и другие.Сын Григория Наумовича Павел – известный кинорежиссер (самый знаменитый его фильм – «Вор»), он женат на драматурге Марии Зверевой. Дочь Алена – киноактриса, создала собственное актерское агентство. Ее муж – один из лучших отечественных продюсеров Игорь Толстунов. Чухрай-старший – счастливый дедушка нескольких внучек и даже правнучки.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.