И ВОТ ЗАБИЛИ БАРАБАНЫ
[i]В серое небо взлетела огромная красная кружка «Нескафе» — спонсора театральной Олимпиады. С другой стороны Театральной площади над Большим театром подъехал подъемный кран с нестандартной для наших строек высотой в 65 метров.[/i]Кран искали до последнего момента, чтобы выполнить техническое условие французской группы «небесных» барабанщиков «Транс-экспресс» — одной из четырех групп музыкантов-ударников, которых пригласили открыть Олимпиаду и в буквальном смысле задать ей темп и ритм. Другим условием этой группы, работающей почти что под облаками, была страховка... зрителей.Площадь разделили на асимметричные «вольеры» для vipперсон и гуляющих, однако в выигрышном положении оказались те, кто смог залезть на какую-нибудь возвышенность, — оттуда было виднее. Народ перетекал в vip-зону и обратно, проявляя порой чудеса изобретательности. Один мой знакомый заговорил по-английски с кем-то из барабанщиков вопросами из разговорников, вроде «Where are you from?» и, общаясь таким образом, отодвинул заслонку и прошел к артистам. Натасканный охранник решил не связываться с англоговорящим типом.Ровно в 17.45 забили барабаны и наступили басурманы — то бишь эти самые транс-экспрессники в костюмах одной из европейских армий времен наполеоновских войн. Начав от фонтана на Театральной, они наглядно показали московской благодарной публике, что значит психическая атака, наступая с барабанным боем на людей и изрядно погоняв народ по площади. Незаметно эстафету со ступеней Большого подхватили итальянские барабанщики «Даданг». А отец и сын Дерюели из Бельгии мотались по площади со своими африканскими барабанами и что есть силы заводили публику, создавая то тут, то там, воронки из зрителей. Площадь сотрясалась от барабанного боя, народ приплясывал, а тем временем на подъемный край привесили сложную конструкцию, похожую на аптекарские весы, и барабанщики с акробаткой из «Транс-экспресса» стали медленно взмывать вверх, создавая иллюзию, что они буквально стоят на небе. Владимир Этуш, Эльдар Рязанов, Марк Захаров, Петр Фоменко, Валерий Фокин, Михаил Швыдкой, Кирилл Лавров, Дмитрий Бертман и вся Театральная площадь задрали головы, как самые беззаботные зеваки, уставились в небо, ибо оторваться от этого зрелища было невозможно: маленькая гимнастка крутила сальто на почти невидимой снизу перекладине, а гвардейцы выбивали гильотинную по напряжению дробь.У входа в Малый театр сымитировали кусочек Венеции — с водой, мостом и краснобархатным занавесом. На «понт» взошел «дож» Лужков, «сеньора» Матвиенко и один из отцов Олимпиады как идеи, руководитель прошлой Олимпиады и участник нынешней Тадаши Сузуки. Чеканя слог, мэр воскликнул, что горд тем, что театральная общественность мира выбрала Москву местом проведения третьей Олимпиады. Не уступая мэру в умении общаться с огромными массами, Валентина Матвиенко назвала Олимпиаду первым крупным событием третьего тысячелетия.Затем гости по мостику через искусственную лагуну устремились в Малый театр, который принимал у себя своего «тезку» — знаменитый «Пикколо Театро де Милано». «Малый» в названии театра — антоним великого: на все «великое» в постфашистской Италии, где появился «Пикколо», была отрыжка. И в этом смысле Арлекин — артистичный слуга всех господ — идеальный герой Джорджо Стрелера, интеллектуала и демократа, в котором сошлись чуть ли не все европейские национальности и который бредил театром даже на марше в войсках Сопротивления.«Арлекин» играется в Москве без перевода, но об этом забываешь на второй минуте — этот спектакль легок и прозрачен, как концерт Моцарта.Кстати, итальянцы тоже не до конца понимают текст старинного наречия «Арлекина», тем более, что произносится он со скоростью морского бриза. Для веселья публики тут, правда, вставляют пару фраз на языке принимающей страны, да еще из современного слэнга. «Я оттянулся», — сообщает публике доктор Ломбарди (Томмасо Миннити), чей необъятный живот сотрясается точно плечи танцующей цыганки.«Арлекин» — это сумеречное золото прощания, заката Европы и первозданная радость жизни. Он весь построен на контрасте искрометных шуток и закатного, по-вечернему золотого света с бликами горящих свечей. В каждую секунду своего существования «Арлекин» безупречен визуально — здесь даже перышко на шляпе у одного персонажа движется симметрично бородке клинышком у другого.В своей книге «Театр для людей» (ее название стало девизом нашей Олимпиады), Стрелер описывает, как артисты новорожденного «Пикколо» по крупицам возрождали искусство комедии дель арте. Как мучились с первыми масками из картона и ваты, как постепенно постигали силу маски, освобождающей актера от зажима и комплексов. Как постаревший Марчелло Моретти, великий Арлекин ХХ века, обучал арлекинаде своего юного последователя Ферруччо Солери и ревниво следил потом из ложи за игрой «сменщика». Сегодня самому Солери уже 70 лет, но об этом ни за что не догадаешься, пока он в финале не снимет маску. Он делает кульбит с супницей в руке.Жонглирует тарелками, летающими через всю сцену. Успокаивает нервное желе, трясущееся на блюде. Переодевается, будучи закрытым в маленьком плетенном сундучке.Шляется на руках. Запечатывает письмо собственным задом в умопомрачительном прыжке, а потом долго ищет хитрое письмо, спрятавшееся у него на пятой точке. У Солери нет преемника. После московской Олимпиады и нескольких гастролей «Арлекин» навсегда сойдет со сцены....На приеме в «Метрополе» в честь открытия Олимпиады в зале раздался по-итальянски эмоциональный вопль ликования — выяснилось, что у одного из миланских гостей только что родился ребенок. И хотя родилась вроде бы девочка, на вопрос об имени счастливый отец возопил «Джорджо!» [b]Досье «ВМ» [/b][i]Идея проведения театральных Олимпиад родилась в Греции на встрече крупнейших театральных деятелей мира. Первая Олимпиада состоялась в Дельфах в 1995 году и была посвящена современным интерпретациям греческих трагедий. Вторая прошла в японском городе Шизуока в 1999 году под девизом «Созидая надежды». Россию на ней представляли «Чайка» Марка Захарова и «Братья Карамазовы» Юрия Любимова.Третья московская Олимпиада пройдет с 21 апреля по 29 июня с участием 150 театров из 46 стран.[/i]