Суббота 15 декабря, 15:12
Пасмурно -3°
Город

Худрук Молодежного театра Алексей Бородин: "Своими актерами я горжусь и очень их люблю"

Худрук Молодежного театра Алексей Бородин в интервью «Вечерней Москве» признался в любви к своим артистам, учителю Юрию Завадскому и к настоящей литературе
Фото: Дмитрий Коробейников
Российский Молодежный театр (РАМТ) собрал труппу 28 августа. Художественный руководитель театра Алексей Бородин первым делом поздравил юбиляров – Светлану Харлап и Юрия Лученко, прослуживших в РАМТе 50 лет. В новом театральном сезоне у одного из самых популярных театров Москвы – грандиозные премьеры, одна из которых «Нюрнберг» в постановке Алексея Бородина - 10 октября.

Новый жанр – спектакль по киносценарию - Молодежный театр в этом сезоне будет использовать неоднократно: киноповесть Эбби Манна "Нюрнбергский процесс" станет основой для спектакля Алексея Бородина, а киносценарий Петра Луцыка и Алексея Саморядова "Северная Одиссея" - для постановки Екатерины Гранитовой.

Алексей Бородин в интервью «Вечерней Москве» признался в любви к своим артистам, учителю Юрию Завадскому и к настоящей литературе.

- Алексей Владимирович, как возникла идея поставить спектакль по сценарию Эбби Манна «Нюрнберг»? Насколько ваша постановка связана с фильмом Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс»?

- На мой взгляд, спектакль очень сильно отличается от фильма, в первую очередь потому, что мы используем совсем другой язык – театральный и другие способы воздействия на зрителя. Думаю, что публицистическая, обличительная манера освещения темы фашизма сегодня не очень эффективна, она не работает. Не хочу раскрывать всех секретов нашего спектакля, но могу сказать, что «Нюрнберг» - абсолютно театральное зрелище.

- В «Нюрнберге» заняты ведущие артисты театра - Евгений Редько, Александр Гришин, Илья Исаев, Степан Морозов, Нелли Уварова, Алексей Веселкин и другие… Как вы подбирали актеров для столь ответственной постановки?

- Трудно представить, но в спектакле задействованы 55 актеров. Для драматической сцены, даже такой большой, как сцена РАМТа, это очень много! Все актеры, независимо от объема роли, относятся к своему участию в "Нюрнберге" как к важному высказыванию всего театра, не только художественному, но и общечеловеческому.

- Режиссер Кшиштоф Занусси в интервью «Вечерней Москве» выразил вам благодарность за прекрасный уровень мастерства ваших актеров и учеников: Чулпан Хаматовой, Нелли Уваровой, Евгения Редько, Дениса Баландина. Как вам удается пестовать каждого артиста большой труппы и обучать новых в РАТИ?

- Своими актерами я горжусь и очень их люблю. Каждого по-своему. Возможно, у меня есть и самые любимые, но я им об этом не говорю. Думаю, дело в этом.

- Довольны ли вы своими недавними выпускниками?

- Да, десять человек с курса, который я выпустил в прошлом году в РАТИ, работают в нашем театре. Остальные были приняты в «Современник», в Театр на Малой Бронной и другие театры столицы. Я очень рад, что все мои выпускники при деле. В наше непростое время это дорого стоит!

- На сборе труппы вы объявили о том, что в декабре состоится вечер памяти замечательного актера РАМТа Евгения Дворжецкого, погибшего 15 лет назад. В ваших словах «Невозможно представить, что Жени с нами нет» столько боли! Незаменимые артисты все-таки есть?

- Самая ужасная фраза, применимая к театру: «Что тот солдат, что этот!» Театр состоит из индивидуальностей, и каждая неповторима, уникальна, необъяснима. К каждому актеру и студенту я отношусь как к личности, которая решила объединиться с другими для того, чтобы получилась интересная совместная работа. Утверждаю, что в театре служат персоны, а не солдаты, которых в принципе можно заменить.

- В этом году 120 лет со дня рождения вашего учителя Юрия Завадского. Алексей Владимирович, какую главную мудрость вы почерпнули от Юрия Александровича?

- Юрий Александрович, в первую очередь, научил меня стремлению к высокому культурному уровню. Разумеется, не всегда получается достигнуть его, бывают и ошибки, но без желания сделать качественно, серьезно, красиво, уникально нельзя быть творцом. Разумеется, все уроки – с актерами, с пространством, с литературой, которые дал мне Учитель, - всегда со мной.

- В октябре РАМТ гастролирует в Сеуле со спектаклем «Участь Электры». Нет ли в ваших планах прорыва на международный уровень? В какой стране мира Российский Молодежный театр знают, любят?

- Два года назад мы были с длительными гастролями в Испании - со спектаклем "Берег утопии". Нас тепло принимали и в Мадриде, и в Барселоне… Признаюсь, мы даже не ожидали. Гастроли в других странах – это всегда очень интересно, это необходимо и важно для театра. У артистов вырастают крылья после мирового успеха.

В Сеул нас пригласил художественный руководитель Международного театрального фестиваля после того, как посмотрел «Участь Электры» в Москве.
В принципе, мне кажется, что сам театр не должен прилагать больших усилий, чтобы покорить мир - хотя бы потому, что всякое чрезмерное усердие и настырность не есть спутники истинного творчества. Если нас приглашают на гастроли в другие страны, как это было с поездкой в Испанию, а теперь в Корею, то мы с радостью откликаемся. Но навязывать свою культуру, свой язык, свое видение театра мы не вправе. Хотя РАМТ легок на подъем! Правда, у нас мало спектаклей компактных, как говорится, рассчитанных на выезд, а все больше постановки масштабные, с объемными декорациями.

- Алексей Владимирович, продолжается ли ваша личная дружба, сотрудничество со знаменитым английским драматургом Томом Стоппардом (в РАМТе по пьесам Тома Стоппарда поставлены трилогия "Берег утопии" и спектакль «Rock'n'roll»)?

- Да, продолжается. В прошлом году Том Стоппард приезжал в Москву, и мы вместе с ним ездили в Ясную Поляну. Том очень хочет продолжать сотрудничество с нашим театром. Все время у меня интересовался: «Когда же мы поставим новый спектакль?»

Кстати, в РАМТе будет ставить спектакль один из любимых учеников Питера Брука – француз Алан Маратра. Он посмотрел у нас несколько постановок, и, судя по его реакции, был впечатлен. В свою очередь, я видел его спектакли в Мариинском театре и нашел их интересными. В январе Алан Маратра проведет мастер-классы с РАМТовским актерами по собственной методике и после этого определится с названием будущей постановки. Пока ясно одно - это Шекспир. 

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER