Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Офелия, иди в публичный дом

Развлечения

[b]Белая часовенка Николая Чудотворца появилась на развилке дорог недавно вместо столба, обозначавшего географический центр России. А спустя два года здесь возник и собственный Международный Рождественский фестиваль искусств. В географическом центре России пересеклись пути из Сиэтла, Нью-Йорка, Парижа, Авиньона, Вильнюса, Тбилиси, Хельсинки, Москвы, Питера, Якутска, Улан-Удэ, Бразилии, Берлина, Израиля, Кореи, откуда в Новосибирск в самые трескучие морозы приезжают театральные труппы и музыканты.[/b][i]С режиссурой Някрошюса, Додина, Стуруа, Фоменко, Фокина, Туминаса, Габриадзе новосибирцы знакомы не понаслышке — по их лучшим спектаклям. Правда, Резо Габриадзе так и не смог показать здесь свой любимый спектакль «Песня о Волге», который у него забрали спонсоры. Зато провел мастер-классы и увез с собой в Тбилиси ученика, слово «душегрейка», пополнившее его словарный запас русского, набор ручных ножей, купленных на толкучке, и зеленое (большая редкость!) эмалированное ведро изпод чьей-то квашеной капусты — в «Песне о Волге» (надо же ее восстанавливать) оно «играет» поезд, уходящий на войну.Сам фестиваль родился как логическое продолжение той бурной деятельности, которую ведет в Новосибирске театр «Глобус».[/i]Каждый год к его директору Марии Ревякиной приезжают по пять—семь театральных менеджеров со всей России понабраться уму-разуму — ее стажировка в Америке в «довесок» к гитисовскому образованию дает свои плоды. У театра есть своя студия пластики, видеомонтажная, типография. Не перечислить всех благотворительных программ, которые придумывает и проводит «Глобус». Для детей от трех лет, сирот, душевнобольных, инвалидов (талантливые дети-инвалиды тоже играют на сцене). Но главное, что понимаешь в «Глобусе» с первого же дня, — здесь задались целью воспитать в новосибирцах завзятых театралов, которые разбираются в театре или как минимум умеют себя в нем вести. Это видно во всем: начиная от стеклянных перегородок для опоздавших, маршруток во все концы города после спектакля, изумительных программок-буклетов с экскурсами в историю театра, театральных книжек для самых маленьких. И кончая именами не самых последних московских и питерских режиссеров, которые здесь ставят постоянно. Ваша корреспондентка, например, открыла для себя режиссуру питерца Вениамина Фильштинского.Его «Дядя Ваня» (достойный самого взыскательного фестиваля) — яркий пример того, как без всякой авангардной агрессии можно сделать из заигранного текста спектакль мудрый, свежий и захватывающий, как течение реки.А на последнем фестивале вообще произошел беспрецедентный случай: за пару недель до мировой премьеры Валерий Фокин с Лией Ахеджаковой и Богданом Ступкой уехали в Новосибирск доделывать к фестивалю спектакль «Старосветская любовь». А уж новосибирцы постарались создать им почти оранжерейные условия, понимая, что фестиваль заметно повышает свои ставки, если создает собственную продукцию, а не только привозит уже опробованное раньше. Что же до опробованного, то Москву в Новосибирске представляли «Евгений Онегин» из «Новой Оперы», «Квартет» из «Сатирикона» и «Татьяна Репина» из МТЮЗа — выбор, который одобрили даже московские критики. Петербургская «подборка» спектаклей на Новосибирском фестивале сделала его похожим на филиал будущей «Золотой маски» — нынешние претенденты на главную театральную премию Григорий Дитятковский и Григорий Козлов показали здесь свои «немасочные» работы. А заодно и то, как обманчиво, жестоко и непредсказуемо бывает театральное время.Невыносимо медленное в подробных, но безрадостных спектаклях Дитятковского, будь то сказка Гоцци или русские водевили. И стремительно отсчитывающее часы, как минуты, в «Лесе» обаятельного чудака Григория Козлова, известного на весь Питер своей способностью все терять (на поклонах в Новосибирске потерял розочку), а в театральном мире — умением взвихрить сюжет, как легкую февральскую поземку, и просветлить даже Достоевского.Его «Лес» — это подробная анатомия женской последней страсти в пятьдесят лет, колоритный портрет русского купечества, без всяких, слава богу, пародий на новых русских, и, наконец, феерический гимн актерству в лице главных Белого и Рыжего русской сцены (Счастливцев — Алексей Девотченко, Несчастливцев — Александр Баргман). Да такой заразительный, что бедная родственница Аксюша у Козлова, расшвыряв ненавистные деньги на покупку семейного счастья, убегает за ними следом в актрисы. А кто сказал, что Островский не это имел в виду? Алфавитную завершенность — от А до Я — придали фестивалю спектакли гостей: авиньонский проект «Сид», поставленный англичанином Декланом Доннелланом с французскими актерами, и якутский «Король Лир». Столь разные спектакли, как общеевропейский «Сид» и якутский «Лир», в котором мировая классика превратилась в национальный эпос, простодушный, как страшная сказка, отличало одно общее качество — безукоризненное чувство стиля. Англичанин Доннеллан придал французской неприкосновенной классике стремительное ускорение, помноженное на легкую английскую иронию. Актеры все время в движении. Параллельно идущие эпизоды создают полифонию действия. Испанская гитара бьет по нервам. А основной конфликт классицизма — борьба между чувством и долгом — переплавлен в драматичную историю о том, как два влюбленных ищут путь друг к другу, спотыкаясь о собственные страх и гордость. В Сибири французы попрощались с этим спектаклем, который за два года (рекорд по европейским меркам) был сыгран во многих городах и столицах мира.Следующий проект Авиньонского фестиваля и Деклана Доннеллана — «Борис Годунов» с русскими актерами.Театральный фестиваль без «Гамлета» — как французский обед без сыра. «Гамлета» в постановке Автандила Варсимашвили, ученика Роберта Стуруа, ждали с особым нетерпением — любимый в России грузинский театр нам в последнее время абсолютно не известен. Спектакль наглядно доказал: избыток знаний и «режиссерских находок» еще не означает, что получится хорошо. Сцены, реплики, причинно-следственные связи режиссер перетасовал, как азартный игрок колоду карт. Имеющие представление о содержании пьесы слегка вздрагивали, когда Гамлет отсылал Офелию в публичный дом вместо монастыря, а Гертруда совокуплялась с Лаэртом на глазах сына, скорбящего, что мать всего через два месяца после смерти отца вышла замуж. После спектакля режиссер выдал блистательный спич о своей работе. Алогичность и частую бессвязность назвал атмосферным театром с перепадами давления. Отправку Офелии в публичный дом объяснил двойным значением староанглийского слова, которое читалось как «монастырь», но современниками Шекспира воспринималось совсем по-другому. Жест Гертруды, которая фактически выдает прячущегося Полония Гамлету на расправу, — виной грузин старшего поколения, втянувшего молодежь в войну и научившего ее убивать.Оккультизм Гамлета (он призывает Призрака на огонь свечей) — наличием в городе Виттенберге университета оккультизма. Походя режиссер рассказал о масонской ложе в Шотландии «Крыло Розенкранца», девиз которой совпадал с фразой из пьесы «Есть многое на свете.., что и не снилось нашим мудрецам», — правда, этому факту он так и не смог найти в спектакле применения.Журналисты слушали, раскрыв рты.И все же, все же, какой красивый и светлый финал был у этого спектакля! Гамлет, уже попрощавшийся с жизнью, но еще не переступивший тайную завесу, гадает, какие сны в том смертном сне приснятся, с любопытством молодого человека перед далеким путешествием. А переступив, подхватывает на руки любимую Офелию и соединяется со всеми близкими.Сходный мотив был у молодого молдаванина Санду Василаки, привозившего «Гамлета» на Чеховский фестиваль, — обитатели царства мертвых с лаской и теплотой принимали вновь прибывших с земли, чьи души успокаивались и лица прояснялись. Можно взять да и сделать вывод, пусть скоропалительный: молодое поколение очень светло относится к смерти.Прямо по Пушкину, с его цитатой из Петрарки в «Евгении Онегине»: «...родится племя, которому умирать не больно».Ох, и не однозначная это штука — театр.[b]Новосибирск-Москва [/b]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.