Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Замковая роскошь и месседж поколениям

Развлечения
Замковая роскошь и месседж поколениям

[b]В Пушкинском музее открылась выставка шпалер, проще говоря – орнаментальных безворсовых настенных ковров. Высокопарное название вполне соответствует духу роскоши этих вещей. Включая современные творения жанра: специальный проект экспозиции – работу Гриши Брускина «Алефбет».[/b]Подобные выставки в мире – редкость: ведь для них нужны большие пространства и сложный уровень реставрации. Но ГМИИ им. А.С. Пушкина вполне способен показать посетителям то, на что раньше могли любоваться только обитатели замков.В Средневековье шпалеры служили защитой для сквозняков и в то же время усладой для глаз. Они заменяли картины – отсюда сложность сюжетов, не свойственная для ковров в нашем теперешнем понимании этого слова.Самые ранние из 25 экспонатов – нидерландские работы XVI века. Их творцы были настоящими философами. Что ни сюжет – все повод для раздумий. В «Триумфе надежды» – сцена кораблекрушения со множеством аллегорических и библейских персонажей. Тут и клетка с птицей, символизирующей человеческую душу, и назидательная надпись на бордюре: «Хоть и вторгается ужасное присутствие смерти, однако крепка надежда на милость Божию».Красотой шпалеры могли любоваться все, «считывать» зашифрованные в ней знаки – люди высокообразованные. В «Саде любви» непосвященные увидят только веселую пирушку. А кто разбирается в символах, – идею взаимосвязанности цветения и угасания. Даже изображения ручных зверей несколько веков назад связывали с назидательными сентенциями. Кстати, шпалеры с птицами и животными на фоне пейзажа имели свое имя – «вердюры».Значительнее легкомысленнее нидерландских выглядят работы из Франции, с сюжетами из античной литературы и пасторалями. В 1667 году в Париже учредили Королевскую мануфактуру Гобеленов (с тех пор этот синоним шпалер у многих на слуху). К исполнению отдельных заказов привлекали лучших живописцев. Они писали на картонах, которые затем отдавались ткачам. В Пушкинском музее – тканый портрет Анны Австрийской по эскизу Рубенса, шпалеры по эскизам Яна ван Орлея, Симона Вуэ и Франсуа Буше.К концу XVIII века орнаментальные безворсовые ковры уступают свое место картинам. Но около ста лет назад разгорается интерес к монументально-декоративным видам искусства, и забытый жанр возрождается вновь. Теперь он – поле для экспериментов, на котором заметны фигуры Кандинского и Пикассо, Дали и Ле Корбюзье.Из классики ХХ века на выставке – шесть шпалер по проектам Фернана Леже. Они подарены Пушкинскому музею женой художника Надеждой Петровной и его учеником Жоржем Бокье. Здесь – знаменитые «Строители с алоэ», изображение карнавала в Бразилии («Сан-Пауло») и циркового представления («Большой парад»), шпалера «Годовщина», посвященная годовщине свадьбы живописца.Волна интереса к шпалере докатилась и до нашего времени. Об этом красноречиво свидетельствует работа Гриши Брускина «Алефбет» («Алфавит»). Она создавалась два с половиной года и сейчас впервые демонстрируется широкой публике. На огромном красочном орнаменте – тексты на иврите и 160 фигур людей, ангелов и демонов. Хотите понять, что символизирует каждый персонаж, – возьмите в руки книжечку Брускина «Мифологический словарь-комментарий».Вслед за Марком Шагалом и Мордехаем Ардоном художник обращается к Пятикнижию. Его яркая шпалера – послание будущим поколениям. Своих современников он уже поразил: чего стоит одна только продажа композиции «Фундаментальный лексикон» за рекордные для отечественного художника в 1988 году 412 тысяч долларов! А еще Брускин – рекордсмен в области освоения новых жанров. Ведь он уже успел себя попробовать в живописи, скульптуре, графике, литературе, создании инсталляций и изделий из фарфора, а также организации перформансов.[i]Выставка «Западноевропейские шпалеры XVI – ХХ веков» продлится до 9 апреля[/i][b]На илл.: [i]«Триумф надежды». Брюссель, вторая четверть (?) XVI в.[/b][/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.