Храм Христа Спасителя: художники пишут сутками

Храм Христа Спасителя: художники пишут сутками

Общество

[i]Теперь ясно: храм воссияет загодя до Рождества 2000 года. Полтора гектара позолоты, два гектара росписей в интерьере выполнены быстрее, чем за год. Рекорд! Хотя это слово мало подходит к художественным работам. Год назад осторожные люди рассуждали: храм построили, и слава Богу! Расписывать придется в начале нового тысячелетия. Но не такими были планы Святейшего Патриарха и мэра столицы. Все должно быть завершено в ноябре 99-го. Так оно и будет! [/i][b]Два века не сравнить [/b]В ХIХ веке огромное сооружение расписывали 20 лет. Менялись поколения художников, вкусы и стили. Старых академиков Басина, Бруни, Верещагина, Маркова «поджимали» молодые гении, совершенно не похожие друг на друга, — Крамской, Семирадский, Суриков... Некоторые мастера живописи не дожили до завершения работ, как и сам автор храма — архитектор Константин Тон, как автор лучших горельефов на фасаде — скульптор Александр Логановский.Сравнивать два века некорректно. Прежде художникам приходилось пешком взбираться по лесам на 70 метров и выше. Крамской вспоминал о тысяче ступеней. Кресло-подъемник служило только избранным — Тону, иерархам церкви, членам царской семьи.Теперь скоростной лифт. Художники оказываются под куполом за несколько минут. Камень с плеч сняла компьютерная разметка, позволившая точно перенести изображения на вогнутые поверхности стен.[b]Работа в озарении [/b]Воссоздание живописного убранства храма идет будто на одном дыхании. Российская академия художеств объединила силы сотен мастеров. Она дважды проводила выставки-конкурсы проектов росписей. Из 34 творческих коллективов отобрали 9 бригад — шесть московских, две питерские, одну ярославскую. На лесах работали и работают до 300 художников. Круглосуточно.При огромных масштабах росписей мастера думают сначала о качестве — об иконографичности образов, светоносности ликов, об устойчивости красочного слоя, о благолепии. На сусаль ушло более 50 килограммов золота высокой пробы. В интерьере оно век не потускнеет.Масляные краски произведены в Петербурге и Подольске на природных пигментах. Специально придумали этажерки для красок и ванночки-«непроливашки», очень полезные на большой высоте.Многие работают в озарении. Когда уходят силы — отдыхают на лежаках, поставленных в храме, и снова поднимаются на леса. Там, как верхолазы, пристегиваются монтажными поясами.[b]Отвинчивая гайки [/b]Сюжетные росписи были начаты весной. Это 7000 квадратных метров поверхности, 500 образов святых и 26 больших композиций на библейские и исторические темы.История: Крещение Руси, строительство Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителей, закладка Успенского собора Московского Кремля...Уже 8 сентября Юрий Лужков и Алексий II символически открутили гайку крепления многоэтажных лесов под главным куполом. Это означало: выполнена крупнейшая часть работы — готов центральный живописный плафон, или свод купола, расписан барабан, или подкупольное пространство по окружности. И все за 4 месяца! [b]Он писал Саваофа [/b]Главный свод расписал профессор Суриковского института [b]Евгений Максимов [/b]с коллегами. На овальной поверхности — изображение триединого Бога, композиция размерами 16 на 16 метров. Боготец Саваоф, Бог-сын младенец Иисус, Бог-дух святой в виде голубя.Доверие оказали мастеру с солидным опытом. Максимов, выиграв международный конкурс, расписал купол храма в столице Кипра Никосии. Древнее сооружение пострадало от турок, и судьба его близка судьбе храма Христа Спасителя. Работал в Греции, в нашей Оптиной пустыни.— Приступая к композиции триединого Господа, — рассказывает художник, — советовался со священнослужителями, богословами. Воспроизвести первоначальное изображение нужно было максимально точно. Но Марков и Крамской придали Саваофу много экспрессии. Так во второй половине ХIХ века видели процесс мироздания. ХХ век жаждет покоя для нынешних и грядущих времен. Это пытался выразить, когда писал взор и лик Бога-отца...[b]Отверстие в куполе [/b][b]— По-моему, фантастический труд — расписывать такой свод. Все четыре месяца руки вверх… [/b]— Писать лежа-полулежа в кресле с откидной спинкой, само собой, не просто. Но гораздо сложнее от того, что композиция перегорожена лесами. Цельный образ приходилось держать в голове постоянно. Работали, не различая дня и ночи, но так увлеченно, что спохватывались лишь, когда дышать становилось нечем. Лето было жарким. Испарения скипидара, уайт-спирита, лака, красок поднимались вверх. Отверстие в куполе, оставленное для вентиляции, помогало только в утренние часы. Днем купол раскалялся и гнал обратно сорокаградусный воздух. Потом привыкли. Обжились. Даже мой день рождения отметили на 70метровой высоте. Над головой — золото, яркие росписи. Праздник в царских чертогах! [b]«Без Лужкова 2000 год нам не светит…» [/b][b]— И гости были? [/b]— Поздно вечером ко мне под купол поднялись художники из всех бригад. Сколько леса могли выдержать. Пели «Многая лета...» [b]— А по рюмочке? [/b]— По секрету: было. По одной.Жена приготовила торты. Сумасшедшая нагрузка, а радостные минуты есть. Например, когда мэр приезжает, поднимается на леса. Ход работ всегда в его поле зрения.Юрий Михайлович вдохновляет художников. Скажу больше: без Лужкова не успели бы воссоздать храм к 2000 году! Тяжело было на душе, когда под куполом начали разбирать леса, — пришел конец нашей творческой мастерской, второму дому. Но хлынул дневной свет — разом увидел всю композицию. Это счастье... Одновременно с главным сводом был расписан несущий его барабан.По окружности — 33 шестиметровые фигуры ветхозаветных и новозаветных пророков, учеников Христовых. Среди них и русские святые — Владимир, креститель Руси, и Александр Невский.[b]Собирая отблески и тени [/b]— Расписать барабан за 4 месяца,— говорит художник [b]Виктор Псарев[/b],— помогла подготовка. Она началась до того, как Святейший и Лужков заложили капсулу в основание храма на Рождество 1995 года.Построенная в ХIХ веке великая святыня Москвы стала каноном и эталоном для последующих сооружений. Мы отправились в Елец, Задонск, Козлов-Мичуринск, в Петербург и Подмосковье, где были подобно расписаны храмы, изучали архивы, собирали отблески и тени. У меня 3500 фотокадров, снятых по церквам и архивам... Физически трудно было.Но великое счастье — выполнять заказ, который случается раз в тысячу лет. Поверхность для письма — четыре слоя левкаса — была подготовлена прекрасно. Только пиши...[b]Меню пришлось пересмотреть [/b]Многие художники перед началом работ совершили паломничество по святым местам. Одним роспись храма открыла путь к вере, другие воцерковлены давно. Николай Мухин из Ярославля написал 28 ликов Богоматери — списков с чудотворных икон для северной галереи. Он считает, его кистью движет вера. Она не дает почувствовать усталость. Поэтому, работая с 9 утра до 9 вечера, он испытывает полное удовлетворение.Столовой, обслуживающей художников, в один день пришлось пересмотреть меню — учесть, что многие клиенты соблюдают посты. Работа меняет людей.[b]Тщание по своей воле [/b]Те, кто придет в храм, ощутят энергетику росписей. Но без подзорной трубы не догадаться, с какой тщательностью работали мастера. Алексей Живев из Петербурга рад, что его бригаде удалось воспроизвести надпись из Евангелия с ювелирной точностью при высоте букв 1,2 метра. Он уверен: получилось лучше, чем было. Точнее разместив слова, смогли дописать их окончания, прежде опущенные.На совесть, по-ювелирному выписаны даже те детали изображений, которые снизу не видишь. Святой Георгий поражает змия. На срезе лучадревка его копья в миниатюре повторена композиция этого подвига.[b]Храм покаяния [/b]Через считанные дни взору предстанет единый облик храмового интерьера. Развитие традиционных настенных сюжетов идет по исторической канве с востока, вместе с движением солнца. В конце пути — коррекция.Строго следуя первоначальным росписям, галерею святых образов тем не менее дополнили ликами Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, которых хронологически не могло быть в прежнем храме. Оставлено место для новомучеников российских. Храм-памятник стал и храмом покаяния.[b]Возвращение горельефов-гигантов [/b]Самая последняя новость. Свершилось то, во что меньше всего верили скептики. Бригада скульпторов, руководимая вице-президентом РАХ [b]Юрием Ореховым[/b], выполнила в камне гигантские горельефные композиции для наружного убранства храма. Многофигурные изображения. «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его воинов». Другие сюжеты истории.Предполагалось, что часть скульптурных композиций выполнят по моделям, снятым с подлинников, которые перед взрывом храма были вывезены в Донской монастырь.Вмурованные в монастырские стены горельефы поражают всех, кто видит их на пороге ХХI века. Но знаменитые изваяния не выдержали бы лишних прикосновений. Пришлось отказаться от изготовления моделей по оригиналам.Впервые столь сложные и объемные скульптуры воспроизведены по фотографиям. Горельефы будут подняты на стены храма вслед за уже установленными бронзовыми фигурами.

Google newsYandex newsYandex dzen