Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Дар и калькулятор

Развлечения
Дар и калькулятор

[i]Театру не раз предрекали смерть. То кино с телевидением на пятки наступят, то опять времена тяжелые придут… А он все живет и здравствует. И собирает полные залы вопреки всем пессимистическим прогнозам и социологическим опросам на тему: до искусства ли сейчас обществу? Наш собеседник — профессор РАТИ (ГИТИС), президент Российской ассоциации профессиональных менеджеров искусства [b]Геннадий ДАДАМЯН, [/b]среди учеников которого — самые перспективные театральные продюсеры России. [/i][b]-Парадоксов в нашей жизни предостаточно. Многие наши идиотизмы не переводимы на другие языки: расчетливые американцы (французы, немцы, англичане) не могут понять, почему в России за десять лет с 85-го по 95-й год число государственных театров выросло на пятьдесят процентов? Ведь по трезвой логике все должно быть наоборот. Или — как может режиссер выпускать спектакль на государственные деньги, не неся ответственности за его сборы? [/b]— В условиях рынка, когда государственная помощь культуре все более сокращается, не редкость услышать стон: денег на постановки нет. Легче или тяжелее театрам стало сейчас? — Конечно, легче. Появилось много новых возможностей, которые театры часто не используют, потому что всеми своими привычками, сознанием вросли во вчерашний день. Вот тут-то и заложено основное противоречие сегодняшней театральной жизни. С одной стороны, артисты хотят жить хорошо, используя преимущества рынка, и не хотят, не могут отказаться от тех советизмов, которые хоть и отнимали у них свободу и соблюдали равенство в нищете, но зато гарантировали содержание. А совместить это невозможно. Качество театрального процесса зависит от тех законов, по которым живет театр. От денег, которые он зарабатывает или не зарабатывает и без которых «чистому» искусству не прожить. Ведь когда в 1932 году на встрече с писателями Сталин сказал: «Стихи хорошо. Романы еще лучше. Но пьесы нам сейчас нужнее всего. Через театр легко сделать наши идеи народными», — власть приняла меры к тому, чтобы с многоукладностью форм в театре было покончено, чтобы театральное дело было в системе государственного пятилетнего планирования и контроля, чтобы с 1938 года театры стационировались, а актеры, как крепостные, навеки привязались к своему барину в лице государства. С 1937го форма МХАТа — не как репертуарного, а как стационарного театра — стала общепринятой и единственно возможной моделью театра. Поначалу театры радовались государственной дотации, не понимая, что за нее их задушат в державных объятиях. Только свобода обеспечивает разнообразие, в том числе и экономическая свобода.[b]— Но, помните, с каким презрением раньше говорилось об альтернативе пролетарскому искусству — «зависимости от денежного мешка, от подкупа, от содержания…». Не происходит ли подобное сейчас, когда государство снимает с себя многие функции по содержанию театра, и он попадает во власть тех, кто «заказывает музыку»? [/b]— Вот сейчас-то и понадобилась в театре фигура просвещенного продюсера, всегда существовавшего в России с дореволюционных времен и уничтоженного советским театром. А весь мир живет по тем художественным проектам, которые реализуют продюсеры.[b]— И это — ваш «конек». Ведь главным делом вашей жизни стала подготовка отечественных продюсеров.[/b]— Эту честь я должен разделить с моими коллегами. Не мы были первыми, в Петербурге в 1968 году Борис Юрьевич Сорочкин и Анатолий Зиновьевич Юфит начали профессиональную подготовку театральных продюсеров, менеджеров, администраторов, называйте, как хотите, но это было возрождение забытой за ненадобностью профессии. В Москве в ГИТИСе мы начали с 1974 года. Потом я открыл свою школу деятелей сценического искусства, в которой уже более двухсот выпускников.[b]— В театральных кругах поговаривают об опасности директорского театра: избавляются-де от режиссуры, во главу угла ставят не творческие, а коммерческие интересы… [/b]— А зачем их противопоставлять? Распространенное заблуждение, что подлинно талантливое искусство — для «высоколобой» элиты, а то, что пользуется массовым спросом, не бывает талантливым… Продюсер — человек с особой ментальностью. Если художник со студенческой скамьи воспитывается в ощущении, что в нем — все от Бога, талант — дар свыше, а он сам — божественный пленник, то продюсер — это человек точного расчета. Его организаторские способности, горизонт видения, определение нюансов общественного настроения, умение вычленить из потока информации главное, способность принимать правильные решения, готовность к взвешенному риску — составляющие продюсерского таланта. Одно социальное воображение продюсера дорогого стоит.[b]— А есть такие новые руководители, с кем могут без опаски связывать свои надежды театры? [/b]— Конечно. Давид Смелянский, Леонид Трушкин, Марк Рудинштейн. На периферии — Слава Стрижевский, директор Башкирской оперы, Владимир Коревицкий в Тюмени, Александр Кулябин в Ижевске, Оля Шведова в Москве. Всех не упомянешь.Начался, хоть и медленнее, чем хотелось бы, процесс возрождения театрального многообразия, рождения новых форм. Продюсерская деятельность Давида Смелянского известна: это и мировая премьера оперы Слонимского в Самаре с Мстиславом Ростроповичем, и сотрудничество с драматургом Галиным, и строительство школы Галины Вишневской в Москве… Продюсерский талант непредсказуем. Театр имени Чехова Леонида Трушкина с его «звездными» спектаклями, превращение Геннадия Хазанова в драматического актера и рождение в спектакле «Ужин с дураком» чуть ли не отечественного Чаплина — его заслуга.Или Оля Сенаторова, создавшая межрегиональный координационный центр «Театр». Она взяла на свои хрупкие плечи груз по воссоединению некогда единого культурного пространства России. Она и семинары толковые проводит, привозя в Москву людей с периферии, и газету «Театральное дело» выпускает, и Всероссийскую театральную ярмарку готовит. В ноябре в Москве в ВВЦ будет проходить третья, два первых раза она называлась рынком. Это новый информационной канал, который дает возможность в одно время и в одном месте встретиться всем театральным деятелям, договориться о совместных проектах, в том числе зарубежных, осознать себя частью единого профессионального сообщества в конце концов! [b]— Талантливые люди были во все времена, но давайте поговорим о закономерностях развития театрального процесса. Одними подвижниками и энтузиастами театрам не помочь. Все жалуются на отсутствие денег. Не на что выпускать спектакли. Не на что жить. Хотя в Москве в отличие от многих других городов самый просвещенный меценат — мэрия, и она помогает театрам чем может.[/b]— При советской власти был только один меценат — Луначарский, который из своих личных средств организовал фонд поддержки молодых талантов. Хотел бы я видеть таких среди наших, так часто сменяющих друг друга министров...А что касается спонсоров и меценатов, то, к сожалению, наше налоговое законодательство носит репрессивно-фискальный характер, и реальную прибыль предпринимателям показывать невыгодно. Мы ожидали, что число меценатов и спонсоров будет расти, а оно катастрофически уменьшается. До 89-го не было даже закона, по которому богатые люди могли бы помочь театру, даже если бы захотели. Совсем недавно и «Славянский базар», знаменитая встреча Станиславского с Немировичем-Данченко была бы невозможна, потому что Савва Морозов не имел бы права помочь Художественному театру. Еще наглядный пример: в Мичуринске, бывшем Козлове, тоже сто лет назад собрались купцы думу думать, то ли им железнодорожную ветку до Тамбова построить, то ли театр.Решили строить театр. Потом его отремонтировать сумели только к столетнему юбилею...Очень нужен закон о театре. Мы подготовили первый его вариант, который выносится на обсуждение широкой театральной общественности.Отсутствие артикулированной культурной государственной политики очень сдерживает развитие театра. Но мы должны отчетливо представлять себе: не дело государства организовывать культурную жизнь страны, это задача людей другой профессии — продюсеров. Именно в нашей истории был Дягилев, который осуществил сделавшие его всемирно известным «Русские сезоны в Париже». Средства на свой проект он собрал у меценатов, в том числе у государя императора. Да, Дягилев не был художником и по этому поводу комплексовал, но именно он стал, может быть, самым выдающимся продюсером ХХ века.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.