Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Искавший неведомое

Развлечения

[i]Мы уже печатали отрывки из очередной книги Бориса Ефимова, которая скоро выйдет из печати. Предлагаем вам новую главу, посвященную талантливому издателю и неординарному человеку [b]Илье Зильберштейну[/b]. [/i]Непостижимы причуды природы. Чем, как не ее капризами, можно объяснить, что в паренька из обыкновенной актерской семьи, не имевшей никакого отношения к литературе, она, природа, заложила такие качества, которые сделали его выдающимся деятелем российской культуры, литературоведом и искусствоведом.Илья Зильберштейн по праву занял место рядом с Ираклием Андрониковым, Игорем Грабарем, другими корифеями.Илью Зильберштейна интересовало в творчестве и жизни писателей всегда все новое, нераскрытое, неопубликованное, неразгаданное. Он едва перешагнул за двадцатилетний возраст, когда в Ленинграде вышла его книжка «История одной вражды», рассказывающая о сложных взаимоотношениях двух великих писателей — Достоевского и Тургенева. Вышла она в престижном издательстве того времени — в «Академии».Издание «Литературного наследия» было небывалым по объему и масштабу, настоящим подвигом Зильберштейна. На протяжении нескольких десятилетий Ильей Самойловичем было задумано, составлено, отредактировано и, без всякого преувеличения, выстрадано девяносто восемь (!) фундаментальных богато иллюстрированных томов «Литнаследства», а практически — еще больше, так как некоторые тома состояли из двух-трех и даже четырех книг. При этом в выборе темы для очередного номера «Литнаследства» Зильберштейн обладал полной самостоятельностью — руководитель «Жургаза» Кольцов ему полностью доверял. Значительно сложнее стало ему работать, когда в конце тридцать седьмого года Кольцова репрессировали и редакция «Литнаследства» оказалась в подчинении у совсем других людей.Припоминается такой полуанекдотический эпизод. Очередной том «Литературного наследства» под названием «Новое о Маяковском», в котором Зильберштейн впервые опубликовал переписку поэта, был задержан начальством, которому не понравилась фраза в одном из писем Лиле Брик: «Целую тебя миллион раз». «Не много ли? — гласила ироническая ремарка бдительного партийного редактора. — Стоит ли это печатать?».Другой, более покладистый редактор смирился бы, пожертвовав одним из многих писем. Но не таков Зильберштейн, бережно-дотошно относившийся к каждой строчке писателей. Он отправился в «инстанцию» с томом писем Чехова и продемонстрировал там строки Антона Павловича: «Целую тебя десять тысяч раз», — спросив при этом: «Если тяжелобольной, слабый Чехов мог поцеловать свою жену десять тысяч раз, то почему молодой, здоровый Маяковский не мог сделать то же самое в сто раз больше?» Начальство уступило.Думаю, что если бы вклад Ильи Зильберштейна в русскую культуру «ограничился» созданием «Литературного наследия», он и то занял бы свое достойнейшее место. Но «Литнаследство» было только частью его неисчерпаемой, бешеной деятельности. Взять хотя бы его эпопею с поразительными «парижскими находками». Он со своим мучительным диабетом не побоялся затеять поездку в Париж, и один, без знания французского, не располагая денежными средствами, через два месяца вернулся в Москву с такими ценностями русской культуры, которые не мог бы заполучить целый институт, располагающий штатом сотрудников и мощными валютными средствами.Но Зильберштейн зато располагал удивительным даром устанавливать добрый контакт с нужными людьми, находить к каждому «ключик». И он нашел точки соприкосновения с такими разными и незаурядными личностями, как выдающийся мастер балета Серж Лифарь, которого Зильберштейн уговорил вернуть на родину попавшие к нему подлинные письма Пушкина к Натали. Или князь Феликс Юсупов, участник убийства Григория Распутина. Или генерал французской армии Зиновий Пешков, родной брат Якова Свердлова, почему-то усыновленный Максимом Горьким.Зильберштейн — еще и коллекционер живописи и графики. Составленное серьезно, продуманно, взыскательно, его собрание насчитывало около двух с половиной тысяч работ Рембрандта, Репина, Сурикова, Бакста, Сомова — одно из лучших частных собраний в Москве, собирая которое, Зильберштейн проявил немыслимую энергию и смекалку.Забавный эпизод рассказал мне искусствовед Владимир Кеменов. Как-то одновременно с Зильберштейном они зашли в антикварный магазин. Кеменов сразу обратил внимание на этюд, автором которого был обозначен Василий Суриков. Взглянув на этот этюд, Зильберштейн сказал: «Н, какой же это Суриков?» И, пренебрежительно махнув рукой, отвернулся. Выйдя из магазина, они разошлись в разные стороны.Но пройдя несколько домов, Кеменов, заколебавшись, остановился. «Суриков или не Суриков, а эскиз хороший. Пожалуй, я его куплю». Он вернулся в магазин. «Я решил купить этот эскиз», — обратился он к продавцу. «Того эскиза уже нет, — ответил продавец, разводя руками. — Товарищ, который был с вами, сразу вернулся и забрал его».Именно Илья Зильберштейн выдвинул идею создания особого музея частных коллекций. И эту идею успел на склоне лет воплотить в жизнь. Вместе с директором Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Александровной Антоновой он с невероятными усилиями добился освобождения здания рядом с этим музеем и предоставления его под Музей частных коллекций. Надо ли говорить, что одним из первых в нем было размещено собрание Ильи Зильберштейна, безвозмездно переданное им в дар государству.Зильберштейн был всегда буквально переполнен идеями и щедро ими делился. Так, в разгаре войны, в сорок втором, он насел на меня, экспансивно убеждая, что не следует ограничиваться «однодневками», то есть ежедневными выступлениями на страницах газет, а стоит создать что-то более масштабное и обобщенное — тематически цельный антифашистский сатирический альбом. Он сам, не теряя ни минуты, договорился с издательством и бдительно контролировал мою работу. Буквально в пять утра раздавался его звонок: «Боря! Босяк! Хватит спать! Вставайте работать!». Неудивительно, что при таком энергичном курировании альбом под названием «Гитлер и его свора», содержавший сто тридцать шесть сатирических рисунков, был готов в срок.Связаны с Зильберштейном у меня и другие воспоминания. Когда утром 13 декабря 1938 года я проснулся в звании «брат врага народа», когда многие хорошие знакомые предпочитали со мной не общаться, когда я остался без работы и заработка, тогда единственным человеком, оправдавшим поговорку «Друзья познаются в беде», был Илья Зильберштейн. Он пришел ко мне на помощь, хотя это было и небезопасно.С большой теплотой и не без грусти вспоминается последнее свидание с Ильей Самойловичем, когда мы пришли втроем с внуком Витей и его женой Верой на новую большую квартиру Ильи Самойловича, куда он только что въехал со своей супругой Натальей Борисовной Волковой, бессменным директором ЦГАЛИ (Центрального государственного архива литературы и искусства).С увлечением показывал нам дедушка Зильберштейн различные библиографические редкости, прижизненные издания Пушкина, Тютчева, Некрасова, других писателей — многие с собственноручными автографами. Тогда же Илья Семенович подарил мне книгу-альбом «Художник-декабрист Николай Бестужев» и написал на ней: «Дорогой Боренька! Конечно, чудо из чудес, что мы уцелели в те роковые годы, когда нашей страной 30 лет управлял тиран Сталин, уничтоживший многие миллионы хороших людей. И я счастлив, что наша дружба, которая длится 62 года, никогда ничем не омрачалась. А это мое исследование, за которое нежданно-негаданно был удостоен Государственной премии СССР, дарю в знак моей любви к вам — замечательному человеку и блистательному художнику. 17 ноября 1987 г.».

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.