Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Два билета на Луну

Технологии

[i]Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент Академии наук СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР… С именем [b]Сергея Михайловича Егера[/b], которому исполнилось бы 85 лет, связана целая эпоха отечественной авиации. Почти 34 года он был заместителем генерального конструктора Туполева, его «правой рукой» и соавтором в разработке технических проектов более 70 самолетов. «Записки» конструктора, память соратников и потомков сохранила, пожалуй, самые драматичные эпизоды его судьбы.[/i]Родился Сергей Михайлович 30 июля 1914 года в селе Романовка Тамбовской губернии в семье поволжских немцев. Его отец служил в генеральской должности на железной дороге. Мать по окончании Института благородных девиц работала учительницей. Сам Сергей окончил фабрично-заводскую школу, был слесарем в железнодорожных мастерских, а в ноябре 1932 года поступил на работу в ЦАГИ техником-конструктором.В своих «Записках» он вспоминал: «Я занимался проектированием гермокабины высотного самолета АНТ25. Как-то подошел ко мне Туполев (на моей чертежной доске были нарисованы контуры и намечен силовой каркас), сел за доску, подумал и начал жирным черным карандашом рисовать на моем чертеже. Я быстро взял чистый лист ватмана и положил его на чертеж. Андрей Николаевич удивленно посмотрел на меня, встал и ушел. «Как же вы так сплоховали, — сказал заместитель начальника бригады, — ведь он так редко у нас бывает». Это была моя первая встреча с Туполевым».На работе это никак не отразилось, отношения с Туполевым сложились хорошие, а беда подкралась неожиданно и с другого боку. Однажды на собрании он услышал: «…В наши ряды проник враг народа — секретарь комсомольской организации Егер», — эти слова одного известного летчика-испытателя прозвучали для Сергея как приговор. На следующий день, 23 марта 1938 года, он был арестован НКВД.И снова из воспоминаний Егера: «…23 марта, через год после ареста, мне объявили, что переводят в спец.тюрьму НКВД… в Болшево. Спустя три недели туда же привезли Туполева».Как стало известно позже, Андрею Николаевичу, тоже арестованному, в заключении было поручено организовать конструкторское бюро. При составлении списка инженеров он вспомнил тех, кто уже сидел, и постарался не назвать находящихся на свободе, иначе их тоже посадили бы.В этот список попал и Егер. Позже, весной 40-го, когда тюремное КБ перевели в Москву, Андрей Николаевич вместе с группой специалистов вытащил с Колымы едва живого будущего главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева.«В начале августа, — вспоминал Егер, — Туполева, меня и еще трех конструкторов вызвали к Берии. Андрей Николаевич доложил ему проект пикирующего бомбардировщика. Тот внимательно слушал, спрашивал. А на вопрос, когда нас отпустят, дал понять — в зависимости от результатов работы. Это означало еще несколько лет тюрьмы. За что?» 1 сентября началась Вторая мировая война. Туполев ходил мрачный, озабоченный. В один из дней допоздна задержался в рабочем бараке. Утром положил мне на доску рисунок двухмоторного самолета: «Срочно необходим массовый самолет для действий на линии фронта и в ближних тылах». Были у него и другие соображения: построить четырехмоторный пикирующий бомбардировщик можно за два года, а фронтовой — за год. Сидеть лишнее ни к чему. В начале 40-го мы получили сообщение, что наш проект одобрен командованием ВВС и ЦК КПСС. А в начале 41-го новый самолет уже взлетел.После войны, когда создали ядерную бомбу, встал вопрос о ее доставке. Андрею Николаевичу было предложено создать Ту-4 — носитель атомной бомбы. Туполева облекли чрезвычайными полномочиями. В этом проекте были задействованы 840 предприятий, выполнение графика работ докладывали Сталину. И уже 19 мая 1947 года первый самолет поднялся в воздух».По сложившейся с довоенных времен специализации, Егер продолжал возглавлять отдел технического проектирования. Он на лету схватывал идеи Туполева и выдавал конструкторским бригадам данные для разработки. Сергей Михайлович внес принципиально новое содержание в систему проектирования. Его подразделение стало «главным штабом» ОКБ.Ту-4, по мнению летчиков, была хорошая машина, но она не удовлетворяла стратегическим целям обороны страны. И Сталин поставил перед Туполевым новую задачу: долететь до Соединенных Штатов. Вернувшись в КБ, он сказал: «Сережа, я должен представить проект по Ту-95 министру авиационной промышленности». «А у меня он уже в черновике готов», — невозмутимо сообщил Егер. И на воздушном параде в Тушине в 1955 году были продемонстрированы семь стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95.Потом был Ту-16.Как-то Туполев вызвал Егера и сказал: «Нужен легкий самолет для моряков, торпедоносец». Так родился Ту-91 — «бычок». Он стал бы хорошим штурмовиком и торпедоносцем, но во время хрущевской реформы авиации попал «под сокращение».После пролета Пауэрса над нашей страной Хрущев поставил Туполеву задачу: создать самолет-перехватчик для уничтожения высотных целей. Такая работа была задана и другим КБ.Проиграть в этом конкурсе во время сокращения авиации означало потерять КБ. Идея Егера о платформе-ракетоносце оказалась весьма кстати.Построенный авиационно-ракетный комплекс стал называться Ту-128-80.Он обеспечил дальний перехват воздушных целей и позволил прикрыть Советский Союз с севера.На чествование 50-летия Егера приехал Королев. В то время готовился к полету на Луну спутник, на котором находились пятиконечные пластины с гербом СССР и вымпелы. Королев поднялся на трибуну, вспомнил, как вместе с Сергеем Михайловичем работали в «шараге» и что их койки были рядом… «Все у тебя есть, — заметил он, — не хватает только, пожалуй, престижного путешествия.Я дарю тебе два билета на Луну. Хочешь — туда и обратно? А хочешь — с женой только туда». И вручил ему конверт и вымпел. В то время у Сергея Михайловича были очень трудные взаимоотношения с властями, и Королев в шутку намекал: здесь, на Земле, настолько все сложно, что лучше отправиться в путешествие на Луну.Сергей Михайлович, уже будучи ведущим конструктором Ту-154, сожалел, что его имя не осталось ни в одном названии самолета. И вот в нынешнем году его сын — Владимир Егер, директор и главный конструктор ЗАО «Савиат» — завершил строительство по уникальной технологии сельскохозяйственного самолета Е4. В начале сентября он должен подняться в воздух. Есть проект и для Минобороны — разведчик Е-3. Возможно, эти машины положат начало целой серии крылатых тружеников под маркой Егеров — «Е».[b]Владимир ДЕРНОВОЙ[/b]