Научный совет

Общество

[i]На заседании Госсовета, состоявшемся 24 марта этого года, шла речь о реализации национального проекта «Образование», в частности, о концепции модернизации российского образования до 2010 года. Руководители образования просили у государства поддержать профессиональные образовательные учреждения всех уровней: техникумы, колледжи и вузы, повысить зарплату преподавателям и мастерам производственного обучения. Президент Владимир Путин заявил, что деньги из Стабилизационного фонда вузы не получат, поскольку должны сами работать эффективно.Он также раскритиковал существующую систему финансирования: «Деньги должны идти прежде всего на обучение конкретного человека — ученика, студента. Ведь в образовании важен конечный результат, а не безликая отчетность за работу учреждения». Кроме того, Владимир Путин потребовал также «безусловно обеспечить принцип бесплатного школьного образования».[/i][b]Школьное образование останется бесплатным[/b]Предыдущее заседание Госсовета по образованию состоялось в августе 2001 года, причем повестка дня была совершенно идентичной пятничной. По мнению президента, несмотря на пятикратное увеличение финансирования отрасли, за это время «коренной модернизации отрасли образования не произошло. А ведь уровень образования – это исходная отправная точка экономического и научно-технического прогресса, отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности и на национальных перспективах».Сначала говорили о школьных делах. Министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил: «Собрав первую отчетность о выплате вознаграждения за классное руководство, мы увидели, что в стране сегодня более 12 тысяч классов, в которых обучается по 1–2 ученика. Более 63 тысяч классов, то есть свыше 8 процентов от общего количества классов страны, наполняемостью до 5 человек, в том числе более 1,5 тысячи таких классов в городах. Очевидно, это происходит по одной-единственной причине – стремление учителей к увеличению почасовой нагрузки, от которой напрямую зависит их зарплата и которая практически никак не связана с требованием качества преподавания».Главным виновником этой ситуации министр назвал муниципалитеты, которые по своему усмотрению расходуют средства, направляемые из центра и области на образование. Пока закон запрещает выделять деньги напрямую директорам школ, но этот порочный круг скоро будет разорван – сейчас готовятся поправки в законодательство.[b]Дети будут сдавать экзамены после начальной школы[/b]Что касается оценки качества среднего образования, члены Госсовета предложили проводить экзамены не только после 9 и 11-х классов, но после окончания начальной школы, то есть после 4-го класса.Можно считать решенным вопрос о проведении одного обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) – это будет русский язык.Правда, президент Татарстана Минтимер Шаймиев высказал опасение, что вводимый в России обязательный ЕГЭ по русскому, без которого невозможно будет поступить в институт, татары не сдадут. Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал создать курсы по изучению русского языка для талантливых ребят из близлежащих к России республик.Ректор МГУ Виктор Садовничий поделился своими впечатлениями после Госсовета: «Школьному образованию уделено большое внимание. Четко сказано о беспризорных, о ребятах, не посещающих школы». Напомним, что на днях был принят закон, разрешающий выгонять из школы хулиганов и хронических двоечников, которым исполнилось 15 лет. Но при этом все подростки должны иметь право выбора, идти ли им в другую школу или выбрать профессиональное образовательное учреждение.[b]Стране нужны «голубые воротнички»[/b]Вопросу о роли среднего профессионального образования на Госсовете было уделено особое внимание. По словам президента, начальное и среднее профессионально-техническое образование призвано «воспроизводить рабочие кадры для промышленных предприятий, а не являться промежуточным звеном перед поступлением в вуз».«Выпускники колледжей и техникумов должны выпускать рабочих и специалистов, готовых без всякого доучивания качественно трудиться на современном производстве и в сфере услуг, – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.– Это возможно лишь в том случае, если учебная практика будет проходить непосредственно на производстве».«У нас как-то в последнее время все стали университетами, а нужны «голубые воротнички», то есть техники, мастера», – разделяет эту точку зрения и ректор МГУ.[b]Вузы должны ориентироваться на рынок[/b]При обсуждении перспектив развития высшего образования тоже не обошлось без «денежного вопроса». Владимир Путин высказался категорически против использования средств Стабилизационного фонда для поддержки вузов: «Государство должно оказывать поддержку тем вузам, которые в состоянии эффективно ею воспользоваться, на этот год на дополнительное финансирование предусмотрено 5 млрд рублей, на следующий – 15, нет необходимости всуе упоминать Стабилизационный фонд правительства, нужно освоить эти средства».Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин высказал общее мнение представителей бизнес-сообщества: «Вкладывать в нереформированную систему образования – бессмысленное занятие. Поэтому образовательный проект – это не только проект увеличения заработной платы сначала учителям, потом преподавателям вузов, и так далее. Это проект кардинального реформирования, когда сама система образования будет ориентироваться на результаты».В результате обсуждения пришли к некоторым выводам. Во-первых, вузы надо перевести на систему «нормативно-подушевого финансирования». При этом количество получаемых вузом бюджетных денег будет зависеть от количества обучающихся в нем студентов.Во-вторых, планируется создать эталонные образовательные центры, которые разрабатывали бы интересные всему миру инновационные программы. Этим центрам в ближайшие два года выделят 20 млрд рублей.В-третьих, по словам губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, перечень предлагаемых вузами специальностей должен соотноситься с реальными потребностями бизнеса.В-четвертых, следует наращивать экспорт российских образовательных услуг, поскольку, как сказал президент: «подготовка кадров для других стран открывает дорогу к новым рынкам для нас самих». Для этого надо открывать филиалы российских вузов за рубежом и расширять доступ в наши институты иностранных студентов и преподавателей. Особенно это касается молодых людей из стран СНГ, поскольку они ближайшие наши соседи.Однако самое главное требование к образованию, высказанное на Госсовете, – сделать его качественным и соответствующим мировым стандартам. Причем с опорой на критерии, предъявляемые обществу экономикой, работодателями, рынком труда. Для достижения цели, по мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, важно жестче подходить к вопросу лицензирования учебных заведений, оценивать качество их работы по конечному результату: востребованности выпускников на рынке труда. По итогам Госсовета будет сформирована программа развития отечественного образования на период до 2010 года.

Google newsYandex newsYandex dzen