«Код Да Винчи» должен был потрясти Канны

«Код Да Винчи» должен был потрясти Канны

Культура

[i]Каннский кинофестиваль открылся фильмом Рона Хоуарда по роману Дэна Брауна «Код Да Винчи». И первое сообщение после просмотра – своего рода сенсация: лента, которую ждали так долго, которую пиарили так много и умело, французскими кинокритиками была… освистана. Правда, свист был не такой уж громкий и относился по большей части к работе исполнителя главной роли Тома Хэнкса. Но и полное отсутствие аплодисментов на финальных титрах в вечер открытия самого престижного киносмотра в мире значит многое. Итак, провал? Вот об этом говорить рановато. Ведь многие фильмы, обруганные критикой, становились кассовыми хитами и любимцами зрителей.Получится ли так с «Кодом Да Винчи»?[/i][b]Все началось с ФБР[/b]Скромный преподаватель литературы обосновался в Калифорнии, чтобы на досуге предаваться любимому делу – писать песенки. Нельзя сказать, чтобы он был уж совсем скромный и никому не известный: его шлягеры хором пели студенты в кампусе, а одну песню даже исполнили на Олимпийских играх в Атланте. В кампусе нравы просты – и вот один из студентов взял да и отправил по электронной почте сообщение об убийстве президента Соединенных Штатов, которым был тогда Билл Клинтон. Преподаватель (мы забыли сказать, что его звали Дэн Браун) отнесся к этому невинному хулиганству снисходительно: подумаешь, расшалился будущий историк... Но то, что произошло неделю спустя, потрясло его до глубины души.Мы, российские люди, нашей историей к такому давно привычные, едва ли разделим его потрясение. И тем не менее, когда в веселый и разгульный кампус нагрянули фэбээровцы, на глазах у изумленного Дэна Брауна арестовавшие легкомысленного парня, преподаватель впервые задался вопросом: а откуда эти спецслужбисты все знают? Что ж это получается, от них ничегошеньки нельзя скрыть? Хорошенько подумал Дэн Браун и решил написать роман про шпионов.Так он стал писателем. Во всяком случае, так теперь рассказывают его биографы, а их ныне в избытке – ведь его четвертый роман «Код да Винчи» стал мировым бестселлером. Он издан во всем мире тиражом более 40 миллионов экземпляров (а это действительно рекорд!) и переведен на 44 языка (не меньший рекорд для писателя не то что еще не умершего и не ставшего мировым классиком, а еще и совсем молодого – Дэн Браун родился в 1964 году, то есть ему едва за сорок).«Код да Винчи» – роман авантюрный, со шпионским подтекстом и сюжетом, представляющим собою пряное варево из модных тем: тайные ордена средневековой Европы, дожившие до наших дней, загадочные послания грешному человечеству, якобы зашифрованные в полотнах Леонардо да Винчи, и, конечно, благородный американский искусствовед, в романах такого жанра занявший место, ранее по праву принадлежавшее полицейскому инспектору или частному детективу.Ничего нового! А чтобы оно было – Дэн Браун ввел в фабулу мотив любви Иисуса и Марии Магдалины, еще и обыграв его по-своему. По витиеватой фабуле, быстрой ниточкой добегающей сквозь темные века до наших дней, получается, что Христос был женат на Марии Магдалине, которая после вознесения Иисуса родила в Египте дочь, а потом бежала с ней во Францию; охранять потомков Христа был призван Приорат Сиона. Его магистром через века стал гениальный Леонардо да Винчи, который зашифровал великую тайну, способную потрясти основы религии и цивилизации, в своих произведениях, и прежде всего – в «Тайной вечере». Якобы справа от Христа на фреске изображен не его любимый ученик, длинноволосый Иоанн, а подруга жизни Иисуса Мария Магдалина.Красиво! Изобретательно! И, казалось бы, вполне невинно: ибо кто же станет всерьез придираться к обычному чтиву? Ведь сам Дэн Браун признавался: «Я на самом деле романтик, а фанатиком шпионских историй только кажусь».Но тут началось.[b]Камо грядеши, Дэн Браун?[/b]«Мы были готовы к тому, что найдутся люди, которые будут против показа этого фильма, – признается актер Том Хэнкс, сыгравший в фильме «Код да Винчи» – экранизации бестселлера Дэна Брауна, осуществленной режиссером Роном Хоуардом, роль того самого американского искусствоведа. – Но те, кто не захочет его посмотреть, совершат большую ошибку. Разумеется, история, которую мы хотим рассказать, до предела напичкана всякими абсурдными предположениями, но ведь это только занятные повороты сюжета. И вообще, все это в жанре охоты за чудесами. Придумано очень затейливо. Там все в диалогах… Вряд ли кого-то это может шокировать».Но как раз диалоги-то и шокировали. Настолько, что скандал разгорелся нешуточный. Многие журналисты сравнивают его с волной протестов, поднявшейся после публикации романа греческого писателя Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа» и фильма по этому роману, снятого Мартином Скорсезе. Ну, это даже мы помним: перед первыми показами фильма Скорсезе в московском Музее кино, еще в ранние годы перестройки, у входа стояли откуда-то взявшиеся здоровенные молодцы с крестами на груди и агрессивно спрашивали у киноманов: «Да знаете ли вы, куда идете?!» Подразумевалось, что в самую геенну огненную.Ни по глубине мысли, ни по первоначальному замыслу фильм Рона Хоуарда не сравним с работой Мартина Скорсезе. Сравнима только высота поднятой в обществе волны. Вот что, например, заявил ватиканский магистр теологии Анджело Амато: «Не ходите смотреть этот фильм, ибо он снят по роману самого извращенного антихристианского характера». Ему вторят другие авторитеты католической церкви, обвиняющие всех, кто принимал участие в придумывании «этих лживых басен», в отсутствии элементарной культуры и образованности. Вдобавок выяснилось, что этот самый Приорат Сиона – общество, ныне реально существующее. Но отнюдь не тайное и создано не в 1099 году, как придумал Дэн Браун, а всего два десятка лет назад.Его члены – люди вполне уважаемые и известные, и немудрено, что они обвинили писателя в том, что он изобразил их «обществом тайных преступников».[b]Мы все взрослые люди...[/b]Впрочем, есть среди служителей культа и более осторожные суждения. «Надо в конце концов признать, что все мы взрослые люди, – заявил журналистам председатель Общества французских епископов, который будет присутствовать на мировой премьере фильма «Код да Винчи» в первый день Каннского кинофестиваля. – Что важно, так это помочь разрешить все сомнения тем, кто посмотрит этот фильм, направить их аналитические способности куда следует».«Антихристианское цунами, представляющее угрозу для судьбы самого фильма, не должно вызывать тревоги у церкви, – поддерживает его коллега, провинциальный французский епископ. – А самый лучший ответ на любые сомнения в вере содержится в Евангелии».Такой точке зрения не откажешь в уравновешенности. Фильм «Код да Винчи» – постановочный, сделанный с голливудским размахом. Что само по себе едва ли может настроить на слишком уж серьезный лад. Главные роли исполнили мировые знаменитости (а как же иначе в таком суперкоммерческом проекте?) – помимо Тома Хэнкса в фильме заняты блистательная простушка французского кино Одри Тоту, мрачный романтический герой Жан Рено, и даже небольшую роль несчастного убийцы сыграл мастер изображать кровавых бандитов Пол Беттани.То есть, собственно, мы имеем дело с обычной голливудской продукцией, очень размашистой и прекрасно «пропиаренной». Тем же, кому это не очевидно, кто настроен не в шутку, а всерьез, французский Интернет предлагает познакомиться с персонажем весьма причудливым. Обратим внимание, с какой иронией придумавшие этот образ рассеянного и, кстати, русского интеллигента поставили на место и фильм «Код да Винчи», и сопутствующий ему скандал. Место совсем не унизительное, напротив – почетное. Просто совсем в другом каталоге и по иному ранжиру.Итак, таинственный магистр рассеянных наук профессор Юрий Давинчикофф...[b]Сумасшедший профессор[/b]Однажды ночью, посреди своих ученых штудий, профессор Юрий Давинчикофф наткнулсяна зашифрованные рукописи, написанные где-то около 1582 года самим Бэбингтоном, личным секретарем Марии Стюарт, и сразу же открыл, что она, будучи в заговоре против английской королевы, использовала код да Винчи в своей секретной переписке. Приложив ту же методу к другим текстам, профессор пришел к выводу, что королева Англии в действительности происходила от Верцингеторикса, а тогдашний Папа Римский использовал тайную дипломатию против своего англиканского соперника из-за скинотикской козочки (далее следуют ссылки на популярных персонажей детского комикса и снятых по нему фильмов «Астерикс и Обеликс»).И еще одна история.Как-то утром, весьма глубоко погруженный в размышления о пыльном пергаменте, который держал в руке, профессор Давинчикофф вышел из лаборатории и пошел куда глаза глядят, не заметив, что некий студент кинул ему под ноги бутылку из-под «Фанты». Споткнувшись и уже падая, профессор обязан был своим чудесным спасением кассете с фильмом «Код да Винчи», лежавшей на лотке уличного торговца, ухватившись за которую, он отделался только легким ушибом. Обрадовавшись, профессор немедленно принял решение совершить паломничество в Тибет, не забыв захватить с собой и знаменитую книгу Дэна Брауна, вероятно, испытывая желание познакомиться со своим спасителем. На снежных вершинах Гималаев у него, без сомнения, был досуг проглотить ее от корки до корки. «Он, вполне возможно, все еще там, – заключает неизвестный французский остроумец, – но чтобы утверждать сие с доподлинностью, нам необходимо подтверждение епископата, которого у нас пока нет».[b]На илл.:[i] Том Хэнкс и Одри Тоту. Открытие Каннского фестиваля. Хорошая мина при плохой игре…[/b][/i]

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse