Зло из канализации

Культура

[b]Прошлый Каннский кинофестиваль открывался французским фильмом «Лемминг». Коротенькие фрагменты показали тогда по «Евроньюс»: мрачноватая атмосфера, явственная полумистическая нотка, и две хорошие актрисы – Шарлотта Гэнсбур и Шарлотта Рэмплинг. Вот фильм наконец-то выходит в наш прокат – с большим опозданием и малым тиражом.[/b]Фильм и в самом деле совершенно не зрительский. По интонации он стилизован под фильмы Михаэля Ханеке – одного из самых сложных, артхаусных мастеров современного кино.Обычная молодая семья обустраивается в небольшом домике на окраине тихого благоустроенного городка. Вечерами пригороды пустынны, и вроде бы безопасны. Ощущение опасности – в ином. Однажды, проверяя засорившуюся канализацию, герой фильма Ален – вытаскивает из трубы полусдохшего лемминга. Это крохотное существо из семейства тушканчиков становится – так выстроен сюжет – тревожным лейтмотивом, мистически связанным с последующими событиями, которые в финале оказываются плодом расстроенного воображения героя.Ничего себе расстройство – самоубийство стареющей любовницы шефа Алена, целый выводок повизгивающих леммингов на ночной кухне и жестокое уголовное преступление – убийство собственного шефа, развратного старика, которого Ален считает любовником своей жены. И это тоже игра его воображения.А режиссерская игра с воображением зрителя точно следует рецептам Хичкока, не открывая ничего нового: от глубины Ханеке тут нет и следа. Нет и хичкоковского изящества в нагнетании напряжения – только обычная для модного триллера поверхностная философия. Зло внутри человека. Оно в любой момент может его съесть. Если захочет. Потому и предупреждает: я – рядом, и ты, человек, зажат у меня в руке, как воробышек. Давай-ка крылышками – бяк-бяк-бяк! Достоинства режиссуры Доминика Молла весьма скромны: напряжение держится на одной ноте, для его создания используются немудреные приемы, а большинство действия фильма происходит в полном страхов ночном мраке. Два с лишним часа эксплуатируется старинный мотив кошмара, вырастающего из самой приземленной обыденности, а оказывается, у вас на кухне-то полно леммингов! Суть этой психоаналитической драмы, явно придуманной воображением насмотренного сценариста, сводится к сюрреалистическому анекдоту: мал зверек хорек, да в глазах уголек. Двоих угробил, дом спалил, а молодой паре прислал привет от темных сил. А этим самым леммингом, отомстившим старому любовнику за измены и издевательства, видимо, была покойная женщина-вамп в исполнении Шарлотты Рэмплинг.И хотя, в принципе, это изысканное упражнение во владении модным жанром психологического триллера с налетом мистики все-таки можно смотреть… но можно и не смотреть.

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse