Круги ада и звуки рая

Круги ада и звуки рая

Культура

[b]Что и говорить, дирижер Теодор Курентзис сейчас – одна из самых популярных фигур на московском музыкальном горизонте. 28 июня он продирижирует в Зале им. Чайковского уникальным исполнением оперы Моцарта.[/b]Колоритный грек запомнился еще в «Геликоне», дебютировав там как дирижер-постановщик в «Фальстафе». От режиссера Дмитрия Бертмана ушел к Спивакову в «Виртуозы Москвы», а затем и в его Национальный филармонический оркестр. Примкнул к другому оперному режиссеру – Дмитрию Чернякову (тот слывет соратником и одновременно полной противоположностью Бертману). С ним угодил в Новосибирский театр оперы и балета, охмурил оркестр и труппу, занялся их просвещением. Быстро вышел в главные дирижеры театра.Недавно с участием своих новосибирских певцов показал в Москве искрометное концертное исполнение моцартовских «Свадьбы Фигаро» и «Так поступают все женщины», дирижируя созданным им в Сибири аутентичным оркестром «Musica Aeterna».От грядущего «Дон Жуана» под управлением Теодора Курентзиса ждут немало. Тем более что новая продюсерская фирма «Classica viva» имеет с ним опыт доброго сотрудничества: в начале этого года в БЗК прозвучала опера Глюка «Орфей и Эвридика» с участием звезды барочной музыки Анны Бонитатибус, составившей с дирижером впечатляющий тандем.На Дон Жуана приглашен итальянец Симоне Альбергини. Лепорелло исполнит канадец Натан Берг. Донну Анну – Симона Кермес (Германия), специалистка по Генделю. Она была весьма удивлена приглашением, но с восторгом его приняла. Донну Эльвиру споет Наташа Марш (Великобритания).– Надо делать ставку на завтра, – настаивает Теодор Курентзис, – а то в Москве употребляют пищу, которую нигде не едят пятнадцать лет. Опера здесь в изгнании. Поэтому мы и создаем такой виртуальный антрепризный театр. Ни режиссуры, ни декораций – но народ не дурак, идет на хорошую музыку. А не как некоторые динозавры, для которых главное – престижность. Сейчас в России профессиональный спад: многое делается быстро и некачественно. У меня же есть четкая идеология, куда движется оркестровое звучание. Я рад, что в «Дон Жуане» буду дирижировать оркестром «Musica viva», который возглавляет один из лучших музыкантов России Александр Рудин. Я – гурман, но не думаю, что подлинность кроется в использовании старинных инструментов. Можно и на них сыграть отвратительно. А можно на балалайке или на баяне быть аутентичным.«Утопический оперный театр», как остроумно называет серию своих крупных работ Теодор, питается командным духом. Певцы без лишних уговоров слетаются в гнездо единомышленников, чтобы выступить и… разлететься навсегда.Каким получится «Дон Жуан»? Какой будет трактовка центрального героя? В своих ответах Теодор Курентзис, как всегда, красиво-категоричен:– Мы все живем с ощущением возможной неизбежности ада. Меня интересует ад! Отношения Дон Жуана и ада. История Дон Жуана – это трагедия одинокого человека, испытывающего тоску по жизни. Что такое Ад? Скука, повтор, остинато ([i]в музыке – «многократное повторение». [/i]– [b]Ред.[/b])… Недаром говорят – круги ада. Неразрешимая история!..Если ад, по Курентзису, – это скука и застой, то сам он живет в нескончаемом раю. Учитывая, что из пяти мужских партий Курентзис, обучавшийся вокалу, и сам когда-то пел четыре, а также то, что на сцене он выглядит подпевающим и танцующим демиургом, можно не сомневаться: публику ждет нескучное зрелище. А самых взыскательных слушателей – еще и музыкальный деликатес.[b]На илл.:[i]Дон Жуан» у Теодора Курентзиса на слуху с 5-летнего возраста. И все 30 лет он с опаской мечтал о его исполнении.[/b][/i]

Google newsYandex newsYandex dzen