Как свергнуть крепостное право?
[i]Все надеются, что она наконец откроет шлюзы для тех, кто не просто ищет работу в театре, а хочет иметь интересные роли, своего режиссера и свой коллектив. Да и для многих худруков и директоров театров России, которые озабочены комплектацией своих трупп.[/i][i][b]Убийственный самотек[/b][/i]– Сегодня в наших театрах сложилась парадоксальная ситуация, – признался на пресс-конференции [b]председатель Союза театральных деятелей России Александр КАЛЯГИН[/b]. – С одной стороны, это нехватка кадров, когда перед началом сезона в труппе находится 25 женщин и четверо мужчин и невозможно при таком раскладе поставить ни одну классическую пьесу. А с другой стороны, речь идет об угрозе безработицы, когда выпускники театральных институтов не получают распределения и вынуждены сами искать коллектив.Кадровой политикой государство совершенно не занимается. Раньше Министерство культуры имело отделы по комплектации театральных коллективов, которые знали, где кто нужен. Сейчас все пущено на самотек. Актерская миграция стала огромной проблемой, так как театры не могут создать достойных условий для того, чтобы принять человека. Квартир у них нет, в лучшем случае – общежитие. К тому же театры, которые входят в рынок, вынуждены сокращать творческий состав. И в результате всего этого статистика театральных трупп просто ужасает.[i][b]Нужны все возрасты[/b][/i]– В прежние времена артисты не боялись уезжать в другой город в поисках творчества, своего режиссера, интересной роли, – продолжает [b]главный режиссер Тульской драмы Александр ПОПОВ[/b]. – Сегодня у нас в театрах установилось просто крепостное право, – невесело улыбается он. – Мы зависим от губернатора и мэра, а актеры – от нас. Но то, что биржа возникла в центре Москвы после стольких лет затишья, – это обнадеживает.Оказалось, что он, как и другие главрежи, ищет для своей труппы не молодежь, как раньше, а возрастных актеров. И надеется найти. Хотя актеры из регионов пока что приезжают на биржу туго: дорога дорогая, да и общежитие в сутки стоит 400 рублей, не говоря уже о гостиницах. А все это не по карману театральным деятелям из провинции.Так что приехали в основном директора и худруки. Вот и на бирже регистрируются только они, так называемые работодатели. Но кого они найдут сегодня из творческого состава – большой вопрос. Правда, устроители биржи обещают издать сборник вакансий и бесплатно распространить его по театрам, а также поместить на своем сайте любое досье и фото того, кто ищет работу.Но режиссеры, приехавшие в Москву, причем не за свой счет, а в командировку, говорят, что главное во всех этих поисках друг друга – живое общение глаза в глаза. И этого не заменят никакие сборники и сайты: ведь профессия актера и режиссера уникальна. И их альянс может состояться только при личном знакомстве и беседе.[i][b]Мужчинам – двойную зарплату![/b][/i]Инициаторы биржи – Союз театральных деятелей России, Федеральная служба труда и занятости, Всероссийский центр занятости и Федеральное агентство по культуре и кинематографии – готовы принять любые предложения от театров, чтобы начать серьезную и планомерную работу по устранению рыночных прорех.Предложения были высказаны тут же. Например, [b]главный режиссер из Кинешмы Юрий РЕЗНИЧЕНКО[/b] настаивал на том, чтобы актерам-мужчинам удвоили зарплату: ведь они кормильцы семьи.Кто-то возмущался, что худруки никогда не отвечают на письма о работе, а значит, нужно всерьез задуматься об этике руководителя и вменять ее в обязательном порядке, как закон.[i][b]Калягин с биржи не берет[/b][/i]– Но, может быть, тех, кто ищет свое место под солнцем через биржу или пишет письма в театры, считают неуспешными людьми и заранее относятся к ним предвзято? – предположил кто-то из журналистов.И Калягину задали вполне резонный вопрос: а кого он сам за время работы худруком взял к себе в труппу с биржи, за которую он так ратует.Тот честно признался:– Никого. Но если хотя бы одна-две творческие судьбы найдут сегодня друг друга, то, считаю, биржа свою роль свахи выполнила. Сейчас существует Интернет, где можно всегда узнать о вакансиях, но театр – дело интуитивное и живое, и каждый режиссер должен во время встречи понять: его это артист или нет.[b]Нужны гастрольные группы и площадки[/b]– Встречи на бирже – это прекрасно, но они, к сожалению, проходят на необязательном уровне, – вступила в разговор [b]зампредседателя московской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Наталья САНФИРОВА[/b]. – Сегодня нужны другие, более конструктивные технологии. Мы давно предлагаем внести в отчеты каждого театра графу с имеющимися вакансиями и с соответствующей зарплатой, чтобы все это концентрировать в комитетах по культуре, а потом выносить на биржу. И биржа не только должна устраивать встречи творческих работников с работодателями, но и заняться созданием гастрольных трупп и прокатных площадок. Только тогда будет какой-то толк от всех разговоров.[i][b]На том же месте в тот же час[/b][/i]Пресс-конференция закончилась, а общение продолжалось: в зале театрального центра «На Страстном», за столиками на террасе и просто на улице. Радостные лица, разговоры, обмены телефонами, проектами, адресами, – все это продлится до конца недели.И хотя проблема еще и с места не сдвинулась, о ней только заявили во всеуслышанье, но это уже смелый шаг. О результатах его мы узнаем гораздо позже, может быть, во время проведения следующей биржи, которая, надо надеяться, вновь станет традиционной.