В супермаркетах идут на запах
[b]Все более богатеющие, если верить статистическим вкладкам, москвичи заболевают так называемой «шопингоманией». Это когда, входя в гостеприимный супермаркет за солью и спичками, покупатель подвозит к кассе тележку, доверху наполненную упаковками. Причем половину из них он толком даже рассмотреть не успел. И уж тем более не удосужился прочитать набранный петитом компонентный состав продуктов.[/b]И дело не только в потребительском раже клиента. Умелые руководители торговых сетей, что называется, разводят посетителей, в прямом смысле действуя на их подсознание.Приемов на этот счет немало, и они во многом доведены до совершенства. Общим местом давно стали приятно звучащие популярные мелодии, которые как бы приглашают покупателя задержаться, подольше побродить между полок и стеллажей, не спешить вернуться на промозглые улицы, где то дождь, то снег с тем же дождем.Дорогие супермаркеты по примеру западных коллег еще и вентиляцию налаживают, действующую с тем же навевающим эффектом, что и музыка. Но на такие дополнительные расходы идут пока далеко не все. А вот чарующие запахи все чаще заполняют те отделы, в которых обычно стоит не слишком приятное амбре. Например, в рыбных отделах умные головы предлагают разбрызгивать аэрозоль с ароматом морской волны, во фруктово-овощных – с цветочным.Никого уже не удивляют выставляемые на самом виду разнообразные распродажные товары. Тут уж мало кто удержится от того, чтобы не обратить внимание на предметы со столь манящими ценниками.Другой все более ходовой прием втягивания покупателя в незапланированный шопинг заключается в разнесении по разных концам бесконечного магазина отделов с наиболее приобретаемыми товарами. За чем покупатель чаще всего заглядывает в супермаркет? За хлебом? Без сомнения. А также молоком и йогуртами, вином и пивом, той же колбасой. А раз так, то необходимо сделать, чтобы между этими запланированными точками заполнения тележек пролегла бы дистанция как можно большего размера.И чем длиннее будет путь покупателя от стенда с алкоголем до молочного или колбасного прилавка, тем больше вероятность, что по торговой дороге его заинтересуют другие товары, которые и окажутся в его корзинке или тележке.Можно, конечно, поиграть с ценниками, когда рядом располагаются фактически аналогичные продукты с разной стоимостью. Персонал на покупательские недоуменные вопросы отвечает туманно, намекая на разных поставщиков. Естественно, увлеченный шопингоман тут же бросается на более дешевый продукт, полагая, что ему просто повезло. Не надо быть торговым Нострадамусом, чтобы понять, что редеющая более дешевая витрина будет постепенно пополняться из более дорогой.Свои приемы есть и у продавцов штучного товара, понимающих, что главное – подтолкнуть клиента к выбору между несколькими предложенными товарами, да так, чтобы он, болезный, был уверен: его выбор единственно правильный. Обычно на выбор предлагаются, например, несколько предметов одежды, один из которых слишком дорог, другой явно не подходит покупателю. И вполне логично, что затурканный клиент оставляет в стороне свои колебания и останавливается на третьем варианте, обзаводясь ненужными ему сапогами, шапкой, джинсами. Еще бы! Такая удачная покупка подвернулась! Так как же не попасться на крючок ловким продавцам? Как не заразиться шопингоманией? Предусмотрительные дамы не стесняются перед походами в большие магазины составлять списки покупок, которым и следуют неукоснительно.Можно, конечно, заранее изучить «географию» своего супермаркета и следовать по заранее отработанному маршруту. Заодно и значительная экономия времени.Психологи также советуют время от времени отвлекаться от содержания полок и заниматься собой, любимой: поправлять шляпку, проверять, правильно ли завязан шарфик. Главное – не зацикливаться на бесконечных этикетках. Ибо, как замечено, продавцу нужен язык, а покупателю – глаза.[b]Афоризм в тему[/b][i]«СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ ПОСТОЯННО РАСТЕТ, НО СПРОС НА НЕЕ НЕ ПАДАЕТ»[/i][b]Кэтлин Норрис, американская писательница[/b]