Билет – не йогурт!
[b]В Верховном суде России принято эпохальное решение, напрямую затрагивающее интересы всех, кто пользуется московским метрополитеном, а именно – о недопустимости ограничения срока действия билетов.[/b]В суд на московский метрополитен подал юрист Николай Горбаль. Его всегда возмущало то, что билет на определенное количество поездок действует лишь в течение некоторого промежутка времени. Не успеешь использовать до конца – считай, поездки «сгорели». «По-моему, это то же самое, если бы каждому из нас выдавали зарплату и говорили, что потратить ее надо в течение месяца. Не успеешь - оставшиеся деньги превратятся в бумажки», - негодует истец. Иск к Московскому метрополитену и Региональной энергетической комиссии Горбаль подал еще в 2005 году, требуя признать недействующими примечания к тарифам на проезд в столичной подземке. Однако Мосгорсуд встал на защиту РЭК и в иске отказал. Не желая сдаваться, Николай обратился за справедливостью в Верховный суд. В среду высшие судьи отменили решение столичных, но производство по делу прекратили, так как постановление РЭК прекратило свое действие, и теперь тарифы устанавливаются не комиссией, а законодательными актами Москвы. Однако в своем определении Верховный суд сделал важную оговорку о недопустимости ограничивать срок действия билетов. Правда, решение Верховного суда еще может быть обжаловано.Глава пресс-службы Московского метрополитена Светлана Царева сообщила, что ничего не знает об этом решении Верховного суда, но почти уверена, что Горбаль просто хотел сделать себе имя на этом громком деле, и он - не первый, кто судится по этому поводу с метрополитеном. «Что касается ограничения срока действия билета - покупая его, человек фактически заключает договор с метрополитеном, соглашаясь с условиями проезда. Если что-то не устраивает - всегда есть выбор. Можно купить проездной на год, воспользоваться банковской картой, другими тарифами», - считает Царева (да, а еще у него есть выбор – не пользоваться метрополитеном, который осуществляет более половины всех пассажирских перевозок в Москве).Но юристы солидарны со своим коллегой и полагают, что руководство столичной подземки грубо нарушает права потребителей. Ни в одном другом российском городе, где есть метро, не действует такая кабальная система: мало того, что проездные билеты ограничены определенным числом поездок, так еще и коротким сроком действия. При этом деньги за неиспользованные поездки не возвращаются, благодаря чему метрополитен увеличивает годовую прибыль от перевозки пассажиров, по разным данным, на 5-15%. При том, что доходы столичной подземки только за 2004 год составили свыше 11 млрд. рублей.Мировая практика знает разные формы оплаты разовых поездок. Так, в Нью-Йорке цена разового билета не зависит от дальности и времени поездки, в Лондоне стоимость одной поездки зависит от расстояния (зональная схема), а в Берлине - от времени. Что касается билетов на несколько поездок, то они не ограничены сроком действия – купил 5 поездок и расходуй их хоть по одной в год. Есть также билеты с определенным сроком действия, но без ограничения числа поездок.