Учебник без Чебурашки – что суп без соли
[b]Если по-настоящему соблюдать авторские права, то придется перерабатывать старые и готовящиеся учебники, удаляя из них любимые персонажи детей: Чебурашку, Вини-Пуха, Пятачка.[/b] Это хлопотно, дорого, долго – и в результате школы могут вообще остаться без учебников. Да и ребятам без любимых мультгероев страницы покажутся скучными и пресными. Что же делать? Об этом говорилось на совместном заседание Комиссий МГД по культуре и массовым коммуникациям и по науке и образованию. Рассматривалось обращение Российского книжного союза о необходимости внесения изменений в Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации. С такой просьбой к депутатам МГД обратился Российский книжный союз (РКС), отметив назревающие серьезные проблемы выпуска учебной литературы, которые могут возникнуть у издателей в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 года Федерального закона №231 от 18 декабря 2006 года «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В частности, с появлением в главе 8 Кодекса дополнительной статьи 152.1 «Охрана изображения гражданина», содержащей неоднозначно толкуемое положение об использовании изображения гражданина без его согласия, когда оно осуществляется «в государственных, общественных или иных публичных интересах». Серьезные опасения издателей учебной продукции вызывает введение в сферу авторских прав нового понятия - персонажа произведения, например, героев из известных и любимых детворой советских и российских мультфильмов Винни-Пуха, Пятачка, Чебурашки и многих других, которых зачастую используют в разных учебниках и учебных пособиях для младших классов. По словам вице-президента РКС, генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение» Александра Кондакова, узнаваемых детьми персонажей настолько много, что если работать по новым правилам – и заключать договоры с правообладателями, то все наши школы останутся без учебников. Ведь, подчеркнул Кондаков, в таком случае придется перерабатывать не только готовящиеся, но и уже имеющиеся учебники. В противном случае учебная литература останется практически без иллюстраций - будет безликой и пустой, неинтересной для школьников, а значит и невостребованной ими в учебном процессе. Участники заседания, среди которых были такие известные авторы мультфильмов, как Эдуард Назаров, Владимир Зуйков и Юрий Норштейн, подтвердили эти опасения. Выступившая от их имени юрист, специалист по авторскому праву Ирина Тулубьева сказала, что при выпуске учебников речь идет в основном о таком элементе персонажа, как его изображение, и если он используется без изменений, то согласия автора на это не потребуется. Новшество законодательства заключается в том, что если рисунок персонажа дается с изменениями, то есть с переработкой, то на это необходимо будет заключить авторский договор. А сами мультипликаторы высказали претензии скорее морально-этического плана: они считают, что издатели обязаны испрашивать разрешение авторов на использование рисованных персонажей, чтобы можно было контролировать сохранение оригинальных образов, которые в массовых тиражах нередко превращаются в уродливые пародии. Депутаты-«единороссы»ов Александр Крутова и Михаил Москвин-Тарханов (оба из фракции «Единая Россия») считают, что вполне допустимо толкования нормы об использовании изображения гражданина без его согласия, когда оно осуществляется «в государственных, общественных или иных публичных интересах». И если принять эту точку зрения, то никаких проблем с этим у издателей не было и не должно быть в будущем. Тем боле, что, как подчеркнули депутаты, образование у нас по законодательству является целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Сложнее оказался вопрос с использованием элементов персонажей произведений. Председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов (фракция «Единая Россия») и председатель комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович единогласны в том, что следует доработать вместе со специалистами, издателями и юристами в сфере авторского права понятие персонажа произведения, используемого в виде иллюстраций в учебниках и учебных пособиях. Кроме того, члены комиссий приняли также решение обратиться в правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность снижения с 18 до 10 процентов ставку налога на добавленную стоимость на продукцию учебного назначения на всех видах носителей информации, являющейся приложением к учебной книжной продукции. Решено подготовить проект законодательной инициативы по этому вопросу.