Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Лунный ход

Общество

[b]17 ноября 1970 года космическая станция «Луна-17» с «Луноходом-1» на борту прилунилась в районе моря Дождей. Включились телекамеры, и на Земле «вблизи» увидели лунный пейзаж. В 9 часов 27 минут прозвучал короткий приказ командира экипажа Игоря Федорова: «Первый – вперед!».[i]Перекур – и решай[/b][/i]Он сел в водительское кресло: прямо перед ним на экране пульта управления – лунная поверхность. «Луноход» отъехал от трапа посадочной платформы на три метра и замер. Потом еще 17 метров. Так появилась во Вселенной колея – след от колес советского лунохода.Одним из первых водителей межпланетной передвижной научной лаборатории был[b] Вячеслав ДОВГАНЬ – ныне генерал-майор, профессор, член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского и Академии медико-технических наук[/b].– Наверное, в высших политических кругах космические успехи воспринимали как борьбу за имидж страны, доказательство нашего международного превосходства, – размышляет Вячеслав Довгань. – Но мы ни с кем не боролись, – разве только с собой – с усталостью, сомнениями, проблемами. Мы ведь только начинали.Вячеслав Георгиевич – крымчанин. Службу начинал в Белоруссии, в артполку, который перепрофилировали в ракетный. Он еще не знал, что в Союзе, в обстановке абсолютной секретности, шла работа над лунной программой, а главный конструктор Георгий Бабакин уже создал первый в мире лунный автомобиль – луноход.Не знал крымчанин Довгань и того, что под Симферополем уже работал один из советских центров дальней космической связи. Но именно сюда, по окончании академии, направили для прохождения дальнейшей службы 30-летнего капитана.Год спустя во все воинские части войск стратегического назначения пришла секретная телеграмма: отобрать грамотных, физически крепких офицеров для прохождения медкомиссии в Институте медико-биологических проблем РАН. Для чего? Неизвестно. Конечно, воображение будоражило: а не в отряд ли космонавтов их сватают. Но! Летчиков-то среди них не было: только радисты да инженеры. Что-то здесь не так!Вскоре 17 отобранных кандидатов собрали в знаменитом тогда КИКе – контрольно-измерительном комплексе, где они впервые познакомились с Бабакиным. Вот тут-то им все и выложили. «Товарищи офицеры, в Советском Союзе разработана программа по исследованию Луны при помощи управляемого с Земли аппарата. Кто хочет участвовать? На обдумывание – десять минут».– Понимаешь, перекур – и решай! – смеется Вячеслав Георгиевич. – Это же шок. От Земли до Луны – 400 тысяч километров. И надо вести по Луне какую-то машину. Нам вести! Впервые в мире! Фантастика. Но, знаешь, ведь трое во время этого перекура ушли. Нас осталось 14. «Кто хотел бы стать водителем лунохода»? Тут уж и перекурить не разрешили. Поднялось семь рук. Моя – в том числе.[i][b]«Луну» соорудили под Симферополем[/b][/i]Задержка передаваемого с Луны изображения – 4,1 секунды. Водитель сидел перед 35-сантиметровым экраном телевизора. На нем появлялась картинка. Но ведь в это время луноход двигался. Под колеса могли попасть камни. Или, не дай бог, в кратер бы вдруг зарулил. Но человек-то этого не видел. Он должен был мысленно предвидеть возможную ситуацию на лунном «шоссе».Любопытно, что в «лунные шофера» специально подобрали людей, не имевших опыта вождения автомобиля. Потому что под Ленинград, во ВНИИтрансмаш, где работали над шасси лунохода, приглашали и летчиков, и танкистов, водителей и даже трактористов – ничего не получалось.Не могли они управлять вслепую. Однажды провели такой эксперимент: по шоссе со скоростью 10 километров в час двигался «Москвич». В какой-то момент на лобовое стекло автомобиля набросили одеяло. Водитель в ту же секунду ударил по тормозам. Не годится! Для водителей лунохода под Симферополем даже построили лунодром – величиной с футбольное поле – с камнями, песком, кратерами, горками, «как на Луне». Так и тренировались.К февралю 1969-го два экипажа, в состав каждого из которых входили командир, водитель, штурман, бортинженер и оператор остронаправленной антенны (ОНА), были полностью готовы к выполнению уникального задания. 19 февраля с космодрома «Байконур» стартовал ракетоноситель «Протон» с луноходом на борту.На 52-й секунде полета ракета взорвалась. И все. Программу тут же приостановили. Через некоторое время к нашей космической соседке отправилась «Луна–15» с аппаратом для автоматического забора лунного грунта на борту. Корабль подлетел к Селене в тот самый день, когда Нейл Армстронг готовился на «Апполоне-11» к первой прогулке по Луне.Увы, «Луна-15» погибла. И вновь программа затормозилась.[i][b]Братцы, по коням![/b][/i]И все же 21 сентября 1970 года «Луна-16» осуществила мягкую посадку на поверхность спутника Земли. Через три дня на Землю было доставлено 105 грамм лунного грунта. Наконец, 17 ноября 1970 года «Луна-17» с новым «Луноходом1» прилунилась в районе моря Дождей. Включились телекамеры, появилось изображение. Пришел Георгий Бабакин: «Братцы, готовы? По коням!» Первым в «водительское кресло» лунохода сел Геннадий Латыпов. Рука на пульте управления.9 часов 27 минут. Командир экипажа Н. Еременко коротко приказал: «Первый – вперед». Машина разворачивается, на экране телевизора появляется изображение. Так прошел первый сеанс связи. Вячеслав Довгань сел за «руль» лунохода на следующий день.– Мандража не допустил, – уверяет Вячеслав Георгиевич. – Я, словно бы слился с аппаратом. Поначалу более трех метров сразу не проходили. Перегрузки водителей фиксировали медики. Лунные асы одевали специальные «лифчики» (не подумайте о грешном). На этих «лифчиках» были закреплены датчики, фиксирующие пульс, дыхание, давление. Когда Латыпов выдал команду «Вперед – один!», датчик определил пульс – 140 ударов в минуту.Путешествие первого лунного скитальца продолжалось 12 лунных дней – почти 11,5 месяцев. Аппарат выдерживал лунным днем 130–150градусную жару, по ночам – 150–170-градусную стужу. Сдюжил. Шел второй лунный день, когда машина, управляемая Геннадием Латыповым, угодила в кратер. А тут ведь как: перевернется лунник – все, не поднять. Девять часов продолжалась операция по спасению.И Геннадию удалось вывести восьминожку из ямы. Последний сеанс связи провели 4 октября 1971 года.Машина остановилась – бортовой аккумулятор выработал свой ресурс. «Луноход-2», доставленный спутником «Луна-21», 16 января 1973 года повел по поверхности планеты Вячеслав Довгань. Включилась телеметрия, и присутствующие на миг окаменели. Оказалось, во время полета вышла из строя система навигации. Стрелки приборов «крен-дифферент» зашкалили. В течение 4-х месяцев машину вели в экстремальных условиях, ориентируясь по горизонту Луны. На пятый лунный день «Луноход-2» попал в кратер. 11 мая экипаж принял решение развернуть луноход на восток, оставив открытой панель солнечной батареи. 12 мая 1973 года лунный робот на связь не вышел.[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]«Луноход-1» представлял собой герметично закрытую передвижную лабораторию на восьми колесах с приборным отсеком. Длина машины – 4,42 м. Вес – 756 кг. Второй луноход был на 84 кг тяжелее.[/i][b]ПРОДАНО![/b][i]В 1993 году на аукционе Сотбис «Луноход–1» вместе с посадочной платформой «Луны–17» был продан за 60 с лишним тысяч долларов сыну одного из американских астронавтов. Правда, привезти на Землю покупку владельцу пока не удалось.[/i]

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.