Я сроднился с Мухомором
[b]Когда десять лет назад Андрей Кивинов предложил актеру второго плана Юрию Кузнецову сниматься в телепроекте «Улицы разбитых фонарей», никто не подозревал, чем все это обернется. Актер без колебаний согласился: «Думал, подработаю немного». В результате сериал растянулся на много лет, а его героя Петренко«Мухомора» сегодня знает практически каждый, при этом нередко отождествляя актера с его персонажами.– Юрий Александрович, вы помните свое первое интервью?[/b]– Свое первое интервью я дал еще, будучи молодым артистом, когда работал в Хабаровске. Я ведь во Владивостоке окончил институт и постепенно передвигался на запад: Владивосток–Хабаровск–Омск. И, в конце концов, осел в Санкт-Петербурге.[b]– В последние годы многие ведущие питерские актеры перекочевали в Москву...[/b]– Да. Вот эта наша троица знаменитая – Миша Пореченков, Костя Хабенский и Миша Трухин, с которым мы недавно виделись, – все перебрались в Москву. Олег Павлович Табаков пригласил их во МХТ – это большая честь, и они очень рады. И я за них безумно рад. И у меня в Москве много знакомых.[b]– А у вас не возникало желания переехать в первопрестольную?[/b]– Знаете, я долго думал на эту тему. Часто говорят: поезжай в Москву, там ты будешь на уровень выше и намного востребованней, дома днями сидеть не будешь. У меня была возможность переехать в Москву, и даже не на пустое место. Меня приглашали в конкретный театр, звал руководитель этого театра.Но я не склонен к перемене места жительства. Хотя я родился не в Ленинграде, а в Сибири, но корни мои здесь. Дочь Сашенька здесь родилась, жена здесь родилась, и столько уже связано с этим городом. Поэтому я отказался, несмотря даже на то, что была оказия, совершенно четкая, серьезная, основательная.Ну как уехать, когда мы уже прижились здесь: друзья здесь, дом, кров – все вместе. Дочка в школу ходит и ей там нравится, говорит: я эту школу не брошу.[b]– Ваша дочь вместе с вами снималась в фильме Аллы Суриковой «Вы не оставите меня»…[/b]– Да, я играл театрального актера, который в театре исполняет роль вождя мирового пролетариата. А Сашенька играла дочь этого актера. В этой картине снималось очень много питерских актеров – Михаил Сергеевич Боярский, его дочь Лиза Боярская, которая сыграла главную роль.Маша Кузнецова, Люба Каширская, Игорь Скляр... Это совершенно необычная картина для Аллы Суриковой. Совсем не комедия. В ней есть какая-то чеховская интонация, более того, там трагический финал. А Балуев там совершенно необыкновенный.[b]– Как Саша себя чувствовала «в кадре» рядом с маститыми актерами?[/b]– Мне совершенно не приходилось вмешиваться в режиссерский процесс. Да и это было бы глупо, потому что она настолько органично себя вела, что ей не давали никаких указаний и рекомендаций. У нее нет зажима перед объективом, как это чаще всего бывает. Мы, актеры, можем совершенно спокойно разговаривать о чем угодно, не контролируя себя, а когда на тебя нацелен объектив, теряемся. Она все делала так, как ей говорила Алла Ильинична. Причем там у нее есть даже маленькая импровизация. Сначала этот эпизод мало кто заметил, но она мне показала: «Вот, папа, смотри, я это сама придумала…»[b]– Захочет ли Саша пойти по папиной стезе после окончания школы?[/b]– О, сейчас идет очень глубокий, как мне кажется, процесс познания жизни. И мы следим за тем, что ее поражает, удивляет, вызывает ответную реакцию. Мне кажется, ей хочется попробовать себя в этой профессии или, по крайней мере, понять, освоить ее умственно.[b]– Ярким событием стал фильм Павла Лунгина «Остров», в котором вы сыграли одну из ключевых ролей. Картина получила немыслимое количество призов. Во время съемок у вас было предчувствие будущего успеха?[/b]– Когда работаешь, то думаешь о своей роли, как ее выстроить, чем наполнить. И никто, конечно, не предвидел такой фантастический успех и ажиотаж – ни режиссер, ни тем более актеры. Мы делали свое дело и относились к съемкам точно так же, как и ко всем остальным работам. Когда говорят о сериалах, что это легкомысленно и чуть ли не халтура, могу сказать, что это совсем не так. Одиннадцать лет, которые я провел вместе с Мухомором, – это огромный кусок моей жизни. Я с ним сроднился.И не могу сказать, что это халтура или легкомысленная роль. Это совершенно серьезная работа, и я к ней отношусь так же ответственно, как и ко всем остальным. Как к тому же «Острову», который снимали на Белом море, в условиях, приближенным к боевым. Кругом была полумгла. Нет, никакого предчувствия будущего успеха у нас совершенно не было.[b]– Что вам как актеру и человеку дала эта работа?[/b]– В том году, у меня было пять или шесть экранных картин, но тем не менее я понимал, насколько это серьезно, насколько это глубоко психологически. Сыграть роль человека, который встречает своего врага. Несмотря на то, что прошло огромное количество лет, он узнает человека, который в него стрелял, и в то же время он благодарен ему за то, что тот спас его дочь. Как это совместить? Последняя сцена трудно давалась, и мы вместе с Павлом Семеновичем Лунгиным думали лишь о том, как бы не смягчить ситуацию, как бы не увести ее в плоскость житейской мудрости, мол, ну что же, дескать, жизнь есть жизнь, бывает…[b]– Так ваш герой прощает старца или нет?[/b]– Нет. Он уходит, не простив ему прошлого предательства. Да, он благодарен старцу за спасение дочери, но это уже было отыграно раньше. А в последнем кадре он прощается холодно, не обнимая его, и это очень правильно.[b]– А вы сами способны простить предательство?[/b]– Нет и нет. Конечно, смотря какие обстоятельства. Но тут, видимо, не выбираешь: вот такие обстоятельства, значит, можно простить. А тут нельзя. Но этакое всепрощение – бьют по левой, подставляй правую, – не для меня. Особенно когда предают родные и близкие люди, какие бы взаимоотношения до этого ни были, простить этого не могу. Мне кажется, справедливость должна торжествовать, другое дело, в какой форме она выражается.[b]– Юрий Александрович, вы часто бываете в Москве. Как вам столица?[/b]– Да, мне, конечно, приходится частенько бывать в Москве. Раньше ездил на «Красной стреле», сейчас из Питера в Москву и обратно ходит хороший поезд «Гранд экспресс». А вот как столица? Вы знаете, я не знаю, что сказать, потому что мне не удается сходить ни в театр, ни в музей, ни на Красную площадь.Обычно, я приезжаю на три дня и мне ставят 27 смен в день. И вижу я Москву только по дороге от гостиницы до съемочной площадки. Остальное время зубрю текст. Помните, была такая картина «Щит и меч», там Любшин играет разведчика, который зрительно «фотографировал» столбики цифр. Вот и мне почти так же приходится работать. Потому что столько текста и нужно все это успеть выучить и по меньшей мере органично сыграть – это, конечно, большая напряженка.И вот что я вам еще скажу. Хотя у меня работы достаточно и в Питере, но если нет звонка из Москвы неделю, две недели, не дай бог, месяц, если я не услышу в трубке, мол, Юрий Александрович, у нас есть хороший сценарий, как у вас со временем, а не могли бы вы посмотреть, то становится жутко. Думаешь: что это, они вообще уже забыли, что ли, о моем существовании? Так что привет Москве.