Кто поможет «Школьнику»?
[b]Как ни ругали в постсоветском пространстве отечественное образование, все-таки фундаментальные знания советская школа советским же детям давала.[/b]Не надо лукавить, давайте лучше вспомним: учителя тогда не гнались за длинным рублем и не брали взяток разного вида и рода – потому как зарплата позволяла жить достойно. А в школах была продуманная программа, и учебники без фактических и грамматических ошибок. А еще, если кто забыл, существовали различные методики преподавания.Одной из них было дополнительное образование через телевидение или попросту Учебное телевидение – впоследствии «Российские университеты» – на четвертой кнопке, которое было доступно практически каждому, куда доходил эфирный сигнал.Виртуальный, как бы мы сказали теперь, телеучитель отрабатывал свою программу по полной: использовался и как наглядное пособие, и как подмена заболевшего преподавателя, и как группа продленного дня. Пришли новые времена, и по каким-то конъюнктурным и политическим соображениям «кнопку» передали НТВ. И «Учебка» тихо умерла.Но, к счастью, нашлись люди, которые на рубеже веков задумались о возрождении «Учебки». Так, 1 сентября 1999 года начал вещать телеканал «Школьник ТВ» – единственный в России, странах СНГ и Балтии общедоступный познавательно-просветительский и учебный телеканал. Этот инновационный проект в области образования (все новое – хорошо забытое старое) с самого начала создавался профессиональными телевизионщиками, такими как Анатолий Лысенко – основоположник ВГТРК и «ТВ Центр»; Борис Вишняк, первый руководитель «ТВ Центра» и президент фонда «Образование в третьем тысячелетии», Станислав Архипов – последний и самый молодой директор канала «Российские университеты»; Сергей Столяров, продюсер, положивший начало детскому вещанию в компании «ТВ Центр».Вот что рассказал корреспонденту «ВМ» Борис Вишняк, президент Межрегионального общественного фонда «Образование в третьем тысячелетии», член Общественного совета ЦФО, председатель Комиссии по информационной политике и массовым коммуникациям:– Идея создания «Школьника ТВ» явилась следствием идеи, если говорить громко или даже пафосно, – возрождения образовательного телевещания в стране. Еще в конце 1998-го года я встретился с Любовью Петровной Кезиной, тогда руководителем еще Комитета образования города Москвы. Она очень загорелась этим проектом.Сначала это было несколько школ, а через какое-то время система приема образовательного канала «Школьник ТВ» в московских муниципальных школах стала самостоятельной городской программой и вошла в городскую программу «Столичное образование». В Москве и области канал распространяется в пакете «Космос ТВ». Сейчас мы обслуживаем 90% муниципальных школ города и несколько других образовательных учреждений, детских домов, детских больниц, санаториев. Канал круглосуточный, его ретранслируют во всех регионах Российской Федерации.Во всех без исключения странах бывшего СССР. Особенно в школах, где присутствует компонент русского языка. Программы, которые у нас идут, можно рассматривать как некое дополнительное или факультативное образование. Но мы стараемся, чтобы он в какой-то степени отошел от учебного канала и стал образовательным, в широком смысле этого слова – просветительским каналом. Около 30% программ идет в соответствии с учебными планами средней школы. Учащиеся старших классов могут использовать наши программы как подготовительные для поступления в ВУЗы. Для педагогов это прекрасный методический материал, мы знаем, что есть учителя, которые записывают наши программы, а потом на их основании готовят методические планы уроков. И это неудивительно, потому что уроки у нас ведут не актеры, не ведущие, а именно лучшие педагоги и заслуженные учителя России, Учителя года. Мы занимаемся также техническим обеспечением этого проекта: установка приемного оборудования, строительство сетей, поставка аудиовизуальных средств, то есть всего необходимого для процесса функционирования.Такой проект, как наш, не может существовать без государственной поддержки, в принципе, на словах это дело одобряют все, но только правительство Москвы реально, в силу возможности, помогает. Федеральные власти говорят: да, это важно, и предлагают принимать участие в конкурсах. Когда-то мы их выигрываем, когда-то нет. Никаких преференций у нас здесь нет.А в заключении стоит отметить, что «Школьник ТВ» начал свою работу задолго до того момента, как общество и государство вспомнило про школы и придумало национальный проект «Образование». К счастью, в министерствах и ведомствах не нашлось «добрых» дядечек и тетечек, которые тормознули бы это начинание. Но думается, сейчас настало время, когда в образование вкладывать должно не только государство. Пора откликнуться и господам меценатам! Сколько детей с ограниченными возможностями могло бы использовать возможности канала и получать знания совершенно иного уровня! Сколько школьников и студентов из отдаленных уголков страны могло бы присутствовать на уроках ведущих педагогов!Но все это требует определенных и немалых вложений. А поскольку, как сейчас говорят, это долгие деньги, а прибыль коммерсанты хотят сейчас и сегодня, процесс распространения канала идет не так активно.