Главное
Истории
Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Идет бычок, качается

Общество
Идет бычок, качается

У каждого из нас в детстве была любимая игрушка: мишка, с которым спал в обнимку, кукла, которая до сих пор пылится в кладовке, и рука не поднимается ее выбросить. Сейчас в магазинах игрушек море, но все ли они полезны нашим детям? Дело тут не только в химическом составе материалов, из которых они сделаны, – об этом вреде многие наслышаны. Но ведь есть и другая сторона дела…Наш собеседник – [i][b]доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра игры и игрушек Елена Олеговна СМИРНОВА[/i].– Вы считаете, что игрушки всерьез влияют на детскую психику?[/b]– Игра – это главная развивающая деятельность детей. А современные игрушки очень плохо приспособлены для нее, и это очевидно. Уровень игры падает.В наше время дети реже играют, сами игры стали короче и примитивнее. В результате у нынешних дошколят не развиваются психические функции, необходимые для их возраста, такие как самостоятельность, воображение, самосознание, общение – все это блокируется современными игрушками... Современные игрушки превращают детей в некоторую приставку к себе, и это очень серьезно. Вырастают люди, которые жаждут развлечений и удовольствий. Прибавьте к этому отсутствие воображения, отсутствие самостоятельности – то, что приходит именно с игрой – и получится довольно грустная картина.[b]– То есть мы уже имеем общество потребления – даже на таком, «игрушечном уровне»?[/b]– Безусловно. Для рынка это очень даже хорошо, а для человека, для человечка маленького – плохо. Это ведь противоположные вещи – игрушка как товар и как средство развития. Для товарного рейтинга нужны одни качества и совсем другие – для того, чтобы развивать ребенка.Рейтинговые игрушки, как правило, занимательны, интеллектуальны, но не духовны. Например, современные куклы продаются со всевозможными аксессуарами: одежда, косметика, машины, собачки, попонки для собачки и т. д.[b]– Так все-таки, какие игрушки должны быть в доме?[/b]– Игрушка – это вещь достаточно традиционная. Нужны обыкновенные куклы, мячики, кубики, без технических начинок и навязывания каких-нибудь действий. Довольно многие из привозимых нам на экспертизу игрушек получают одобрение и соответствующую маркировку на упаковке – красную деревянную лошадку. Одни из первых, кто успешно прошел экспертизу: деревянный кукольный домик с многочисленными обитателями, посудой, мебелью, а также знакомый не одному поколению деревянный бычок. Эта деревянная игрушка вызывает сострадание в детских сердцах, желание помочь семенящему на край доски бычку.[b]– Я как-то просила продавцов отдела игрушек «поделиться опытом»: какие игрушки больше нравятся детям, а какие взрослым? То, что мамы и папы выбирают яркие игрушки: розовые, красные, желто-зеленые, – это можно как-то понять. Но поразительно, что детям, оказывается, больше по душе беленький зайка, невзрачный черный кротик, серенький бегемотик… Почему, как вы считаете?[/b]– Тут сложно говорить «вообще» – не видя и не зная этих детей. Но очень важное качество игрушки – ее нейтральность. Ребенок может вложить в нее все свои замыслы, фантазии. И такие блеклые, на взгляд взрослого, игрушки на самом деле, возможно, более открыты для самовыражения ребенка? А то, что взрослому кажется красивым и ярким, у ребенка может вызывать отторжение…[b]– Иногда принесут в подарок такую куклу или мишку, что смотреть на них тошно… Хотя и раньше были такие игрушки, как Баба-яга. А как вы считаете: нужны детям страшные игрушки?[/b]– Нужны. Как ни парадоксально, может быть, звучит. Но ребенок должен понимать, что это именно плохой герой и он несет негативные характеристики. А у многих современных игрушек грань между добром и злом стерта. Всевозможные монстры воспринимаются детьми как нормальные представители нашей жизни, становятся реальностью.[b]– Русская игрушка сегодня существует?[/b]– Мы сейчас много говорим о развитии патриотизма, любви к родному, национальному. В исконной российской игрушке очень много таких традиций. Я говорю о дымковской, гжельской, павлово-посадской игрушке. Эти промыслы, к сожалению, умирают, а ведь именно эти игрушки и несут огромный заряд любви к родному. Если мы хотим воспитывать в наших детях патриотизм, то органичнее и естественнее всего это можно сделать с помощью игрушки. Когда ребенок маленький, он привыкает к определенным национальным архетипам, который они несут. Лишая этого, мы не можем рассчитывать на то, что, став взрослым, человек будет любить и выбирать родное, русское.[b]– Один из вопросов, пришедших от наших читателей. Мама обеспокоена тем, что девочка пяти лет совсем не играет в куклы, предпочитая им фарфоровые фигурки животных. На ваш взгляд, есть повод для паники?[/b]– Трудно сказать о конкретном ребенке заочно, но, в принципе, игра в куклы очень важна для девочки – кукла подготавливает ее к женской роли. Если девочка сможет фарфоровую игрушку превратить для себя в дочку или предмет заботы, то это как-то может компенсировать отсутствие интереса к куклам. И в то же время, если у ребенка во время игры с куклами не происходит вживания в роль, а просто идут манипуляции, такие как одевание, раздевание, то это превращение куклы в средство самоутверждения, потребления и т. п.[b]– А вот другая мама опасается за ориентацию мальчика. Он одевается, как мальчик, ведет себя соответственно, но абсолютно равнодушен к машинкам и военной атрибутике, то есть к традиционным мальчишеским игрушкам…[/b]– В этом как раз ничего страшного. Мальчик – это не только физическая сила, война и механизмы. Мужская роль гораздо шире: это и созидание, ответственность за семью и хозяйство, роль отца, брата, сына – это все мужские роли. Вообще по поводу игрушек можно обратиться в наш центр, мы отвечаем на письменные вопросы, при необходимости можно прийти с какой-то конкретной игрушкой посоветоваться.[b]– До каких лет ребенок должен играть в игрушки? Дочери нашей читательницы 13 лет, а она до сих пор играет в куклы.[/b]– В разные игры люди играют всю жизнь. Время ролевых игр с куклами и другими игрушками – до 7–8 лет. Но проблема в том, что дети, которые не получили достаточного количества игр и соответствующих возрасту игрушек вовремя, продолжают играть и до 10–12 лет. И сейчас это случается довольно часто, когда дети носят куклы в школу, и вместо того чтобы учить уроки или играть во взрослые игры, они начинают разворачивать кукольные хозяйства…[b]– Вы принимаете на экспертизу только традиционные игрушки или можно обратиться с компьютерной игрой тоже?[/b]– Мы проводим экспертизу и компьютерных игр. На наш взгляд, нужно, чтобы игра выполняла ту роль, которую не может выполнить обычная игрушка. Например, вполне приемлемы компьютерные игры для развития творчества, позволяющие создать более совершенную композицию на экране, чем можно сделать с помощью реальных предметов. Но с компьютерными играми есть одна сложность: как правило, эти игры импортные и в них трудно что-нибудь изменить.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.