Версаль на Яузе
[b]Сегодня вопрос о судьбе дворцово-паркового ансамбля «Лефортово» буквально висит в московском воздухе.[/b] На то есть причины. Прежде всего, перед глазами – пример императорской усадьбы Царицыно. Город, получив ее в собственность, довел до истинного блеска. Царицыно стало достопримечательностью Москвы, привлекательной для москвичей и туристов, чего не скажешь пока о Лефортове – полузаброшенном, полузастроенном, разделенном на части бывшем ансамбле. Изначально парк и дворец составляли единое целое, сейчас парк принадлежит городу, а дворец и ряд других старинных сооружений – собственность федеральных властей, которая используется военными.Ради спасения этого исторического парка был построен огромный Лефортовский тоннель. Три года за счет городского бюджета в парке велись масштабные раскопки под руководством главного археолога Москвы Александра Векслера. Они обеспечили историческую основу для восстановления памятника садово-паркового искусства, его первоначальной планировки, дали исходные данные под проект будущей реконструкции парка.[b]Плавали гондолы и в Москве[/b]Археологи заложили более 50 раскопов, обследовали дно водоемов дворцово-паркового ансамбля времен Петра, Анны Иоанновны и Екатерины. Прошли около 200 метров по линии Анненгофского канала, построенного при Анне Иоанновне. Открыли набережные, укрепления берегов, основания мостов, беседок, пристаней на Большом пруду, фонтан перед Гротом.– Иногда складывалось впечатление, что мы открываем Атлантиду, – сказал корреспонденту «ВМ» Александр Векслер. – Мы исследовали уникальную гидросистему увеселительного водного сада. Сохранились по сей день пруды: Головинский, Большой, Восьмигранный, Овальный, Крестовый. Ближе к дворцу проходит Анненгофский канал. Вдоль всего парка когда-то плавали гондолы…Именно эту гидросистему имел в виду Петр I, когда писал: «Надеюсь со временем ехать водой из Петербурга, и в Головинском саду при реке Яузе в Москве встать».Головинский сад – это раннее название Лефортовского парка. Сад был разбит по заказу графа Федора Головина, генерал-фельдмаршала, сподвижника великого реформатора. Парк и Головинский дворец 1701 года построили, скопировав с Версальского ансамбля.– Этот комплекс, – рассказал Александр Векслер, – и стал прообразом для парка в Петергофе. Мы сейчас восхищаемся дворцово-парковыми ансамблями Северной столицы, но все они начинались в Лефортове. Здешний парк жил, в нем гуляли люди, они теряли вещи – монеты, пуговицы, украшения и даже медали. Здесь также работали мастеровые люди – остались их инструменты. Скорее всего, эти предметы из дворцовых мастерских XVIII века. Того же времени печные изразцы, фрагменты колонн с редким резным орнаментом… Они от подпорной стенки каскада, когда-то пышно декорированной.Исследователи уверены, что это работа скульптора Бартоломео Растрелли или Растрелли-старшего. Его сын архитектор, которого по-русски величали Варфоломеем Варфоломеевичем, украсил сад своими сооружениями в 1730-е годы. От того времени до нас дошел Грот Растрелли, ныне реставрированный с восстановлением парапета, и его же Плотина Венеры. Первоначально его украшала статуя Венеры с купидонами.Еще одно старинное сооружение привлекает внимание в парке. Это беседка-полуротонда с бюстом Петра I, построенная в 1805 году в память о месте «отдохновения» императора. Она была разрушена в 1904 году во время редкого для Москвы урагана, когда в Лефортове повалило уйму деревьев. Но тогда беседку воссоздали. А теперь ее снова привели в полный порядок. Но все же, согласитесь, дворцово-парковый ансамбль без дворца выглядит ущербно.[b]В созвездии московских усадеб[/b]В 2005 году Лефортовский парк Распоряжением правительства Москвы был включен в состав «Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ)».Эта новая музейная структура, объединившая на сегодня «Коломенское», «Измайлово», «Лефортовский парк» и «Люблино», позволит представить историю развития московских усадеб за 4 века – от XVI до XIX.Но если быть точным, объединены не 4 усадьбы, а 3 с половиной, поскольку от Лефортова в МГОМЗ вошел только парк, да и то урезанный. Общая площадь дворцово-паркового ансамбля на Яузе – 64 гектара, из них за парком числятся 46,8 гектара, а МГОМЗ переданы всего лишь 28,38 га.Почему так? Все дело в том, что значительная часть исторического парка занята спортивными сооружениями, которые использует Минобороны. Они, конечно же, должны быть на законных основаниях выведены с территории, где ландшафт необходимо восстановить. На этой же территории есть школьное здание, двухэтажное общежитие, до 380 гаражей РОА «Автомобилист», прочие непрофильные постройки.Грех притеснять военных, да и Минобороны этого не позволит. Но с ведомством, как об этом неоднократно говорил мэр столицы, можно договариваться – так, чтобы военные от разумных предложений города только выигрывали.Напомним удачные прецеденты в столице. Это дом князей Долгоруковых на Пречистенке,19, переданный военной академией Академии художеств.Это Провиантские склады на Крымской площади, 2. Занимавшим долгое время помещение военным гаражам город на свои средства построил другие помещения. А в памятнике ампира разместится Музей истории Москвы. Чтобы получить Лефортовскую усадьбу целиком, городским властям, безусловно, придется предоставить адекватную замену.Директор Объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова считает, что решение проблемы возможно. Даже с Екатерининским дворцом.[b]Самая большая колоннада[/b]Екатерина II строила на месте разобранного Головинского дворца свой императорский дворец в 1772–1776 годах. Но не любивший матушку Павел I превратил это величественное сооружение в казарму. Вряд ли где еще были такие роскошные казармы, как в Лефортове. Здание архитекторов Кваренги, Ринальди и Кампорези примечательно самой большой в Москве колоннадой эпохи классицизма.Что говорить! Джакомо Кваренги, строитель Странноприимного дома (Институт Склифосовского), был мастером колоннад. 16 коринфских колонн Екатерининского дворца, сложенных из каменных блоков, смотрят в исторический сквер или так называемую Анненгофскую рощу 1730-х годов. А за дворцом опускается к Яузе Лефортовский парк.Останется ли Екатерининский казармой? На этот счет мнения расходятся диаметрально. Доводы военных – основательны: дворец практически всегда им принадлежал, пусть строился он для императрицы, пусть имеет Тронный зал. Именно военные сохранили парадные лестницы, несколько старинных люстр и вензеля Екатерины II на потолке, паркет.Директор Объединенного музея-заповедника старается быть еще убедительней:– Не разумно ли в наши дни отдать Общевойсковой академии другое, более подходящее здание, оснащенное новыми технологиями? – задает Людмила Колесникова риторический вопрос. – Вот мы, музейщики, постоянно плачемся: нет места, где показывать коллекции, где принять зарубежные выставки, постройте нам новые здания. Известно, что музеи зачастую могут показать только 5–10 процентов своих фондов: нет помещений. Но зачем строить для музеев, когда есть сохранившиеся памятники культурного наследия – дворцы, где экспонаты будут представлены в надлежащем историческом антураже? Дворцы и дворцово-парковые ансамбли позволят передать дух времени. Логичнее строить для военных то, что им будет удобно. Отдайте нам весь комплекс Лефортово, и мы возродим почти утраченное величие целостного уникального дворцово-паркового ансамбля.Вот какие постоянные музейные экспозиции предлагается открыть в Екатерининском: «Царские дворцы в Лефортове и Немецкой слободе», «Воскрешение Помпеи: дворцовая и усадебная архитектура в России», «Немцы в России. История. Современность», «Древности Лефортова (археологические находки)». Военная тематика дворец не покинет. Традиция есть традиция. Возможно, стоило бы открыть здесь Центр по работе с кадетскими корпусами, а заодно постоянную выставку по истории военно-учебных заведений России.[b]Здесь начинали рубить «окно в Европу»[/b]Судьбой Лефортова озаботились не только городские власти и структуры. На днях дворцово-парковый ансамбль подробнейшим образом осмотрели руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Борис Боярсков и его заместитель Анатолий Вилков.Было проверено состояние всех объектов, которые Объединенный музей-заповедник предлагает сделать общедоступными – включить в культурный обиход и использовать для туристских целей.Конечно, чиновники, ответственные за культурное наследие, не прошли равнодушно мимо памятников, оказавшихся в плачевном состоянии. Таково, например, двухэтажное здание старинной оранжереи. Руины, да и только! Если его восстановить, можно открыть здесь постоянную выставку «Традиции оранжерейного дела в русской усадьбе».По замыслу Колесниковой, МГОМЗ в своей деятельности не будет замыкаться в пределах дворцовой усадьбы. Он должен охватить все интересные памятники истории и культуры вокруг и окрест, даже на другом берегу Яузы. При этом музей-заповедник не планирует что-либо захватить, а рассчитывает на сотрудничество с организациями, занимающими объекты культурного наследия. В Лефортове много ценных зданий и сооружений, от которых до сих пор практически нет никакой отдачи.Кому известен «дворец Петра на Яузе»? Многие москвичи о нем даже не слышали. И зря. Император строил этот дворец в стиле московского барокко для своего сподвижника Франца Лефорта. Но тот жил здесь очень мало, и фактически дворец, который называли и Лефортовским, и Меншиковским, служил для торжественных приемов и пышных пиров самого царя. Вот где Петр и его друзья погуляли на славу.Ныне дворец на 2-й Бауманской улице,3, занят Российским государственным военно-историческим архивом. Что ж, с архивом намечается заключить соглашение о проведении экскурсий по территории памятника. Кстати, сейчас здесь своими силами ведут реставрационные работы, но без помощи города не обойтись.На подобное соглашение надеются и с МГТУ имени Баумана. Престижный вуз занимает так называемый Слободской дворец, к которому в разные годы приложили руки выдающиеся зодчие – Растрелли, Ухтомский, Кваренги, Кекушев. И этот дворец был связан с Елизаветой Петровной, с Екатериной, с Павлом. Он тоже должен быть задействован на маршруте по истории Лефортова и Немецкой слободы.Лефортово вместо «белого пятна» на карте города должно стать магнитом для туристов. Тем более что имена Петра I, Екатерины II, с которыми напрямую связаны эти места, всегда вызывают повышенный интерес наших гостей. Тем более что именно здесь начинался город на Неве. На тихих берегах Яузы, в Немецкой слободе и в Лефортове начинали рубить «окно в Европу».[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) создан 15 августа 2005 года на базе популярнейшего, многоопытного и успешно развивающегося музея-заповедника «Коломенское». В Москве это пока самое посещаемое туристами место после Кремля. Как звезда первой величины оно объединило вокруг себя созвездие старинных московских усадеб. Директор «Коломенского» Людмила Колесникова возглавила новое музейное объединение.Расцвет древней усадьбы на высоком берегу Москвы-реки пришелся на XVI–XVII века. Это – допетровская Русь, хотя в Коломенском жил и Петр, очень его любил, здесь, по легенде, родилась его дочь Елизавета Петровна. Измайлово – загородная резиденция русских царей. Головинский сад – часть дворцовой усадьбы Лефортово, возникшей на рубеже XVII–XVIII столетий и послужившей прообразом императорской резиденции в окрестностях Петербурга. Лефортово – символ рождения Российской империи, отсчет новой эры в жизни России. А Люблино – дворцовая усадьбы рубежа XVIII–XIX веков – золотого времени для российского дворянства.Существование усадеб в рамках единой музейной структуры должно обеспечить сохранение и реставрацию памятников архитектуры, воссоздание ландшафта и памятников садово-паркового искусства, включить усадьбы в число важных туристских объектов Москвы. Для достижения этой цели все усадьбы, включая Лефортово, должны быть в своих истинных границах и иметь одного хозяина.[/i]