Космос как предчувствие
Меньше чем через месяц, 4 октября, во всем мире будут праздновать 50-летие запуска в космос первой искусственной луны. Начало космической эры человечества (как высокопарно, но по сути верно любят называть то далекое событие в нашей стране) обогатило почти все языки планеты русским словом «спутник», и с тех пор что бы ни случалось в нашем Отечестве, Советский Союз и Россия заслуженно считаются законодателями мод в освоении космического пространства. Грандиозный юбилей первого спутника – замечательный повод порассуждать о перспективах нашей космонавтики. И чиновники Федерального космического агентства России на всю катушку использовали эту дату, представив «наверх» объемный стратегический документ под рабочим названием «Осуществление в Российской Федерации космической деятельности на дальнюю перспективу до 2040 года».[b]Изложить всю эту работу в газете невозможно: там много специфических терминов и не всегда интересных неспециалисту позиций. Поэтому мы выбрали самые, как нам кажется, важные вехи «завтра» и «послезавтра» российского космоса.2009[/b]. Первый полет так называемого «цифрового» «Союза» – пилотируемого корабля, полностью управляемого при помощи ансамбля наземных и бортовых компьютерных комплексов, включая старт и посадку.[b]2010[/b]. Прекращение регулярных полетов американских «челноков». Перенос всей тяжести пилотируемых полетов по маршруту Земля – Международная космическая станция (МКС) на российские «Союзы».[b]2012[/b]. Сборка и запуск автономной пилотируемой лаборатории «Ока» – российского исследовательского модуля МКС, способного совершать небольшие перелеты в отстыкованном от станции состоянии.[b]2013[/b]. Первый полет нового американского многоразового космического корабля.[b]2015[/b]. Создание российского пилотируемого космического корабля нового поколения. Завершение сборки российского сегмента МКС со всеми лабораторными и научно-исследовательскими модулями.[b]2020[/b]. Завершение регулярной эксплуатации МКС в режиме «Обитаемый полет». Создание, запуск и сборка на орбите высокоширотной российской пилотируемой платформы нового поколения, позволяющей в том числе готовить к старту и ремонтировать межпланетные корабли.[b]2025[/b].Первая российская экспедиция с высадкой на Луне.[b]2032[/b]. Создание обитаемой станции на окололунной орбите.[b]2035[/b]. Первый полет человека на Марс.[b]2040[/b]. Создание системы астероидной безопасности. Получение на космических станциях промышленной продукции с недостижимыми на Земле свойствами и характеристиками.[b]Оговоримся[/b]: изложенная выше программа пока не получила полного официального одобрения. По словам [b]руководителя Роскосмоса Анатолия ПЕРМИНОВА[/b], она согласована с основными заинтересованными ведомствами и сейчас рассматривается на предмет обеспечения финансовых ресурсов. Это-то и настораживает.Поясню, что я имею в виду. Безденежье, охватившее после распада СССР доселе безбедные предприятия и целые отрасли, сделало чрезвычайно популярной среди персонала следующую точку зрения: «нет денег – нечего и трепыхаться, а будет бюджет – работа пойдет сама собой». Эта деформация «коллективного разума» оказалась едва ли не опаснее жизни впроголодь. И в результате сейчас, когда финансирование по крайней мере некоторых космических программ возвращается на доперестроечный уровень, случаются конфузы подобно истории с многоразовым пилотируемым кораблем «Клипер».Полноразмерный макет этого «челнока» нового поколения был официально представлен два года назад. А сейчас вдруг «случайно» выяснилось, что работа с тех пор не только существенно не продвинулась, но даже сама идеология «Клипера» не прошла ни единого научно-методического совета! Причем сам шеф Роскосмоса (в присутствии руководства корпорации «Энергия», где создают многоразовый корабль) говорит об этом с таким удивлением, будто это становится для него новостью дня.Теперь по скорректированным планам наш корабль нового поколения пойдет на орбиту не в 2012, а в 2015 году. Причем пока не известно, какой именно: собственно о «Клипере» заинтересованные лица теперь тактично молчат. И даже то, что аналогичная американская разработка будет готова двумя годами ранее, не смущает Анатолия Перминова: мол, гонки у нас нет, в космосе мы сотрудничаем, а на земле решаем свои задачи в соответствии с собственными планами. И вообще, космический бюджет США на порядок больше нашего, так что о какой реальной конкуренции можно говорить?! Так-то оно, конечно, так. Но упомянутая программа политкорректно обходит и некоторые неудобные уже для всего российского государства, но вполне вероятные сценарии. Так, по ныне действующим соглашениям завершение эксплуатации МКС намечено уже на 2015 год. Сейчас в Роскосмосе рассчитывают (и говорят об этом открыто), что к тому времени удастся оформить официальное продление станционного ресурса на пятилетку. А если нет?Смотрите что получается: новый американский многоразовый корабль к тому моменту уже два года как обкатан, МКС закрыта, до пуска российской высокоширотной станции – еще минимум пять лет. Что нам делать с пилотируемой космонавтикой – уповать, что конструкторы вовремя закончат отечественный «челнок», не забыв согласовать с кем положено его «идеологию»? Или обозревать голубую планету исключительно со стареньких, хотя и модернизированных, «Союзов»?Хочется надеяться, что к моменту окончательного утверждения российской космической стратегии из набросков фантастической саги под условным названием «Одиссея-2040» она превратится в точно просчитанный государственный документ.[b]СПРАВКА «ВМ»ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ АНАТОЛИЙ ПЕРМИНОВ[i]О полете первого российского космического туриста[/b]– Это – серьезный, хотя еще и молодой, уважаемый человек, бизнесмен и политик. Он всем вам известен. Он лично просил меня не называть его имени, пока им не завершен весь объем исследований и обследований. Пока мы планируем его полет на 2009 год, так что скоро вы, вероятно, узнаете его имя.[/i][i][b]О строительстве полномасштабного космодрома на российской территории[/b]– Мы не собираемся как-либо сокращать наше сотрудничество с Казахстаном в эксплуатации Байконура, и пока этот космодром нас вполне устраивает. Другое дело, что после появления нового пилотируемого корабля понадобится новая ракета-носитель, а значит, и новый космический старт. Где его строить – на Байконуре или в России – вопрос отдельный. Лично я полагаю, что российские варианты сходу отметать не надо. Но дело в том, что в нашей стране эту стройку придется начинать с нуля. Это сложная, хотя и решаемая, технико-экономическая задача.[/i]