Наш человек на Полюсе
[b]«Поедешь на Северный полюс?» – спросил в середине июля мой шеф. «Поеду, – не раздумывая ответила я. – Но ведь мы там совсем недавно были, открывали Полярный музей…» «Это совсем другое, настоящая научная экспедиция», – ответил Алексей Шабуров. Он только что вернулся со встречи с Артуром Чилингаровым: компания MVK стала партнером по информационному сопровождению полярного похода на Северный полюс.[i]Север, воля, надежда, земля без границ…[/b][/i]Для начала надо было подготовить команду. Она собралась, умная, веселая и очень профессиональная. Яркий, активный фотограф Алексей Нагаев. Рассудительный, но мягкий видеооператор Дмитрий Кузнецов. Тонкий интеллигент Александр Сергеев и я.Как известно, научным результатом экспедиции должны были стать доказательства того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением шельфа евразийской платформы, то есть нашей российской территорией. Соответственно, Россия может «прирастить» около 1,2 млн кв. километров шельфа.Академик Юрий Леонов, секретарь РАН рассказывал:– Можно думать, что хребет Ломоносова – это продолжение азиатских континентальных структур с одной стороны или Гренландских – с другой. Есть серьезные основания предполагать, что он принадлежит России. Я думаю, что первичная связь с азиатским континентом на нашей территории может служить очень весомым аргументом в принадлежности этой части России.[b]23 июля 2007 года[/b]Чартер Москва–Мурманск. Время полета – 2 часа 20 минут. Чилингаров вышел в бортовой эфир и провел инструктаж, что экспедиция научная и не положено злоупотреблять алкоголем.Как оказалось позднее, на ледоколе и теплоходе из гостей не «принимали» единицы, среди которых священник и шейх Ибрагим Шараф. Этот шейх из Арабских Эмиратов – известный полярник. Я не шучу. Он прошел всю Якутию на джипе, дошел до полюса холода, несколько раз бывал на Северном полюсе и страшно радовал жителей Якутии своей традиционной арабской одеждой, надетой поверх теплых свитеров и штанов.Мурманск встретил нас серыми низкими тучами, сильным влажным ветром и моросящим дождем. В городе цветет сирень! «У нас всегда так», – пожимали плечами местные жители.Здесь в 2002 году построен и освящен морской православный храм Спаса на Водах. Он входит в мемориальный комплекс, посвященный погибшим в мирное время морякам. В основание местного маяка заложена Книга памяти с именами 1478 имен погибших моряков.Отец Андрей, который служит в этом храме, отслужил на ледоколе «Россия» молебен благословения морской экспедиции и благополучного завершения дела. Сам священник служил когда-то в ВМФ, ходил на авианосце «Адмирал Горшков». Лет десять назад архиепископ отпросил его у командующего Северного флота на службу Богу.[i][b]Тишина, только чайки, как молнии…[/i]24 июля, 11.00[/b]Фантастически выглядел наш пароход (так называют его моряки) «Академик Федоров», когда мы увидели его в первый раз. Оранжевый! И ледокол «Россия» такого же солнечного цвета.[b]26 июля[/b]На судне чувствуешь себя заблудшим туристом. Сотня научных сотрудников сосредоточенно разворачивая свои лаборатории, аппаратуру, проверяет работу всех систем. Команда выполняет свои ежедневные обязанности. А ты, как ракушка на коже кита, которую тот бы с удовольствием счистил о борт судна.Мы вкусили солоноватого свежего воздуха. Почти как на курорте. Почти… Воздух +6, вода +6. Добавить бы немножко.Кстати, вопреки расхожему мнению, во время обедов и ужинов боевые сто грамм полярникам не наливают. Но никто никогда не откажется после тяжелой вахты провести задушевную беседу за рюмочкой чаю. Полярники – народ дружелюбный и открытый. При полном отсутствии денежных отношений в таких экспедициях, самая главная валюта – человеческое общение. И на высшей ступени ценностей – твоя личность. А улыбка откроет тебе почти все двери. Во всем и во всех чувствуются необыкновенные спокойствие и уверенность. А иначе нельзя. Суетиться и сеять панику – самое страшное в экспедиции, где плотность населения всего 300 человек на несколько тысяч квадратных километров морской или ледовой пустыни.Чайки – верные спутники корабля. Они кружат над нами уже вторые сутки. То ли надеются, что из-под гребного винта вынесет им какую-никакую рыбешку, то ли маются от одиночества в большой компании себе подобных.[i][b]Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья…[/b][/i]Сотрудники ледового центра ААНИИ обеспечивают проводку каравана во льдах. Определяют судну наиболее скорый и наименее опасный путь во льдах – трещины, полыньи, разводья.Ведущий океанолог Владимир Бессонов часами корпит около компьютера. Владимир показывает цветную карту и то, какими путями дрейфует в Ледовитом океане лед. К северу от восточной части России в сторону Канады зона многолетних паковых льдов. Их толщина может превышать 10 метров. Мы идем в «тонких» льдах, всего до 2 метров толщиной.Владимир Соколов, начальник Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и Антарктического института принимал участие в высадке всех последних российских дрейфующих станций. Вот и сейчас идет организовывать станцию «Северный полюс-35». Он считает Арктику частью своей жизни. Без поездки «на Севера» для него год потерян. Такой вот «стил лайф».– У вас такой же чистый образ мыслей, как льды? – спрашиваю его.– Льды не всегда столь чисты, как кажется, но, я надеюсь, мои мысли чище…Соколов рассказал, что такая экспедиция проводится впервые за последние 15 лет. Основной задачей является ответ на вопросы: «Что же происходит на планете?», «Живем ли мы в эпоху глобального потепления или живем в эпоху глобальных циклов, вообще свойственных нашей планете?» Вот такие вопросы нам придется решать.На судне блюдут порядок и чистоту. А мы, журналисты, нашей галдящей толпой, которая сует нос везде, нарушаем все что можно. «Куда?» Нас, пытающихся попасть во все помещения, снять и сфотографировать, ловит боцман. Здесь много помещений и площадок, куда категорически запрещено выходить. Боцман наводил «страшный ужас» почти на всех пришлых. Но Михаил Константинов – милейший человек.«Вы пришли в общественное место в нижнем белье, – слышу, отчитывает он того, кто пришел в столовую в тельняшке, – уважайте моряков, пока не переоденетесь, из каюты можете не выходить!» Обед, завтрак, полдник, ужин – все по полчаса. Опоздал, значит остался без еды – таков порядок на всех судах. Нечего рассиживаться – здесь вам не ресторан.Рацион? «Главное, чтобы было вкусно и питательно, – смеется шеф-повар «Федорова» Александр Катаев, которого все зовут просто «шеф». Он родом из Киргизии, поэтому любит готовить восточные блюда: харчо, баранину, чахохбили. Мяса очень много. «Пожалуйста, мне кусочек поменьше», – просила я на раздаче.Нужно накормить 180 человек, которые находятся на судне, а потому нет кастрюлек, огромные чаны – они называются лагуны (ударение на последний слог). В каждом – по 50 литров. Таких к обеду нужно три. А еще огромная «сковородка». Для всех готовят одно и то же. В воскресенье на завтрак – традиционная яичница с ветчиной – жарится сразу из 360 яиц.[i][b]Вот под крыльями кончится лед…[/b][/i]Вертолет должен делать специальные рейсы для того, чтобы журналисты побывали и на ледоколе, и на «Федорове», и на льдах… В реальности, чтобы полетать, нужно попасть в спецведомость, а это совсем не просто. Топлива мало, вес рассчитан, лишних «прогонов» быть не может.Пилот 1-го класса Алексей Родионов 20 лет работал в Заполярье. «У меня уже 12 полюсов», – говорит он. Когда «ласточка» уходит в ледовую разведку, на ПУПе командует Александр Лабутин.ПУП – пульт управления полетами во время длительных вылетов. Здесь поддерживается постоянная радиосвязь с бортом: контролируются координаты вертолета, погодная обстановка, направление и скорость ветра… «Во льдах всегда летать сложно, – рассказывает Вадим Базыкин, заслуженный пилот России. – Это всегда сырость, резкая смена погоды. Улетаешь в хорошую погоду, а прилетаешь в туман, когда не видно ничего».[b]25 июля[/b]Интриги экспедиции добавила поломка «Федорова». Прошли 57 миль и встали. Легли в дрейф. Звоню на работу, домой. Все волнуются. «Что случилось? Передают, что вы терпите бедствие». «Какое бедствие?» – не понимаю я. «Вы передали сигнал о бедствии, ледокол развернулся и идет вам на помощь», – отвечают мне.Как можно было такое брякнуть?! Ледокол пошел нам навстречу в три часа ночи, повстречались в море и пошли парой. Артур Чилингаров насупился. Привез на вертолете телевизионщиков с «России», чтобы те убедились – все в порядке. На нашем «Академике Федорове» мрачно шутят: «Зато мы в первых строчках новостей». Теперь вся команда и экспедиция вынуждены звонить родным и объяснять, что случилось. Наконец, все в порядке.Судно идет курсом на север.[i][b]Что их выгнало в путь по высокой волне?[/i]28 июля[/b]Завтра в одной из полыней будет произведено пробное погружение глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА) «МИР-1» и «МИР-2». По этому случаю с «России» прилетел Чилингаров для проведения пресс-конференции. Анатолий Сагалевич, завлаб глубоководных обитаемых аппаратов, отметил, что погружение человека под лед в Арктике очень важно для дальнейших исследований минеральных и биологических ресурсов.Кстати, идея погружения на Северном полюсе витала уже несколько лет. Аппараты «Мир» будут впервые опускаться под лед.Сагалевич представил руководителя погружения Виктора Нищету, который с борта «Академика Федорова» будет координировать все действия по погружениям, осуществлять навигацию, а также отслеживать местоположение аппаратов.Артур Чилингаров рассказал журналистам о том, что недавно Дания официально объявила, что хребет Ломоносова является ее продолжением и соединен с Гренландией, поэтому считает шельфовую зону своей. Мы, изучая пробы грунта с Северного полюса, должны провести исследования и доказать обратное.29 июляСегодня с восточной стороны в 40 километрах от ЗФИ «Академик Федоров» лег в дрейф. Было произведено пробное погружение ГОА «МИР-1» и «МИР-2».«Пробы воды» были произведены на склоне глубин в точке 82 градуса северной широты и 64 градуса восточной долготы. В 09.09 по Москве начал спуск «Мир-1». Через полчаса ушел под воду «Мир-2». В этом погружении на дно океана ходили: командир аппарата «Мир-1», пилот Анатолий Сагалевич, командир «Мир2», пилот Евгений Черняев, а также бортинженер Игорь Пономарев, навигатор Сергей Клепиков.С собой у пилотов запаса кислорода на 72 часа, запаса энергообеспечения – почти вдвое больше. Питались они в «полете» бутербродами, чаем, прилагался и «аварийный» запас шоколада.Через час после начала спуска «Мир-1» «сел» на дно. Глубина 1321 метр. В 11.51 первый аппарат начал подъем. Чилингаров с мостика запрашивает Виктора Нищету: «Даете команду, чтобы и второй поднимался?» В ответ: «Как только закончит работу, сразу дадим команду». «Мир-2» в это время брал образцы животного мира и пробы грунта.В 14.40 аппарат «Мир-1» вышел на свободную ото льда поверхность воды, спустя час всплыл второй.Первый «Мир» несколько раз поднимался к поверхности воды, затем снова уходил на глубину, чтобы не стукнуться о льды. Все, кто был на борту, метались от одной палубы к другой, высматривая его в воде. Опустили дополнительный световой маяк.А я горжусь тем, что увидела всплывающий «Мир-2» первой![i][b]Кто не верил в дурные пророчества[/i]1 августа, 13.00[/b]Первыми из экспедиции «Арктика-2007» на шапку Земли ступили пилоты вертолета, ледовые разведчики и представитель компании MVK – фотограф Алексей Нагаев. Цель разведки – найти полынью для погружения аппаратов «Мир».На борту Сергей Фролов, заведующий лабораторией изучения ледового плавания Арктического и Антарктического НИИ и Александр Ким, ученый, работающий на атомном ледоколе «Россия».Посадка была короткой – около пяти минут. Сначала вертолет завис над ледяной поверхностью, сплошь покрытой снежницами – озерцами с пресной водой, которые вытаивают на поверхности льдины в теплое время года. На лед спрыгнули разведчики. Прокричали «добро» на приледнение.Бортмеханик Евгений Закутилин дал залп из ракетницы. Под радостные крики «Ура!» зажег на вершине мира «олимпийский огонь» чилингаровцев.[b]1 августа, 20.52[/b]Сегодня «Академик Федоров» и атомоход «Россия» достигли точки 90 Nord около 20.52 по Москве. Тянутся заветные секунды… Капитан «Федорова» Михаил Калошин объявляет по судовой связи: «Высокоширотная арктическая экспедиция «Арктика-2007» достигла точки Северного полюса! Поздравляю!» Защелкали фотоаппараты, лица сияют радостью.Молодые моряки, студенты Морской академии им. адмирала Макарова, которые проходят практику на «Федорове», шутят и приглашают меня попрыгать… на скакалке. Когда еще в жизни ты попрыгаешь на полюсе?! Арктика преподнесла нам отличную погоду, мол, радуйтесь, впервые попавшие ко мне в гости. Солнце! В 5 утра, 12 дня, 7 вечера оно висит на одной высоте постоянно и сводит с ума. При всей бедности красок – белой, синей, черной – невероятной красоты пейзажи! А немногим ранее под радостные крики «Ура!» на льду в точке 90 СШ установили российский флаг. Вертолетом туда отправились спонсоры экспедиции. «Какой же он крохотный в этих ледовых просторах!» – уже позже, когда «Академик Федоров» достиг Северного полюса, говорили все, высматривая бело-сине-красное полотнище во льдах и торосах.[b]2 августа[/b]Сегодня в 9.30 был спущен на воду первый глубоководный обитаемый аппарат «Мир». На борту «Мира-1» находятся Артур Чилингаров, пилот Анатолий Сагалевич и депутат Госдумы РФ Владимир Груздев.Через полчаса, когда аппарат «Мир-1» достиг глубины 300 метров, на воду был спущен аппарат «Мир-2». На его борту – пилот Евгений Черняев, австралиец Майкл Макдауэл и председатель правления Международного центра «Ферринг» Фредерик Паулсен.Время 12.08. Глубина 4261 метр. Координаты 0°0,097’ N; 0°0,018’ E. Северный полюс взят! В 13.33 на дне океана был установлен флаг РФ. Артур Чилингаров в судовом журнале MVK экспедиции «Арктика-2007» сделал запись: «Погружение и всплытие без комментариев. Хорошо, что снова видим Арктику. Поздравляю всех россиян с покорением Северного полюса Земли!» Аппараты спускались со скоростью 25 метров в минуту, то есть примерно за три часа они дошли до дна. Подъем проходил достаточно тяжело. «Академик Федоров» стоял в это время в маленькой – всего полсотни метров в диаметре – полынье, которую Сагалевич в шутку назвал форточкой жизни. С глубины четыре тысячи метров нужно было попасть в это крохотное окошко.Усугубляли ситуацию не работающие на полюсе компас и гирокомпас. Несколько раз первый «Мир» выходил на поверхность, но не в том месте, где его могли бы подхватить краном. Подъем должен был производиться только по правому борту. Первый «Мир» зацепился створками тонкого корпуса за льдину, одна из створок сломалась. Примерно в течение часа аппарат то выныривал, то вновь погружался, в 18.10 его подняли на борт «Академика Федорова».Когда экипажи ступили на палубу «Федорова», с верхов корабля звучало: «Артуру Чилингарову, Владимиру Груздеву и Анатолию Сагалевичу – покорителям Северного полюса – два раза кратко, один раз протяжно «Ура!»[b]3 августа[/b]Утром караван судов отправился в обратный путь, уходя от заветной точки, а мы так и не ступили на арктический панцирь. Какой же Северный полюс без выхода на лед? Сегодня ближе к обеду «Академик Федоров» остановился.Выйдя на палубу, мы обнаружили, что с ледокола спустили трап, все высыпали на лед и прикасаются к Северу.Проявив чудеса находчивости, нагло используя дружеские отношения, мы «загрузились» в вертолет, который вылетел на «Россию». Огромная махина идет во льдах, словно разгрызает бесконечный леденец. Все грохочет, раскачивается и дрожит. Длина ледокола 150 метров, ширина 30, водоизмещение 20 680 т. На ледоколе есть сауна, бассейн с морской водой, спортзал.Как бы то ни было, Арктика – это лед! Ступив на него, забываешь все опасности и печали и испытываешь восторг, счастье, прилив энергии.Артур Чилингаров после успешного погружения был приветлив, сопровождал Ибрагима Шарафа на купание в снежнице, но сам не окунался. Несколько человек тоже решили искупаться. Было «тепло»: температура воды и воздуха минус 1 и безветренно, светило солнце. Как говорят знатоки таких купаний, после этого заболеть невозможно. Искупалась и я. Правда, всего до пояса, но зато единственная женщина из этой экспедиции.[i][b]И награда за ночи отчаянья[/i]7 августа[/b]Сегодня в Москве встречали героев – полярников, участвовавших в экспедиции «Арктика2007». Спецрейс, прибывший со Шпицбергена в Москву, ждали российские и иностранные журналисты. Артур Чилингаров, Владимир Груздев и Анатолий Сагалевич из аэропорта отправились на встречу с президентом РФ.А в это время экспедиция продолжалась. На «Академике Федорове» мы дошли до ЗФИ. Здесь в проливе Кембриджа нас должны пересадить на «Академика Келдыша».[b]8 августа[/b]Катерок с забавным названием «Кореш» произвел братание двух кораблей, названных в честь двух академиков.Все сотрудники группы «Мир» были счастливы: «Наконец-то на наш родной «Келдыш». Он маленький, уютный и на нем снимать можно везде», – говорили они. А нам было грустно. Потому что привыкли к «своему» «Академику». Привыкли к жесткому распорядку, подружились с командой и теперь нам и на «Федорове» можно было снимать везде.Перегрузка заняла несколько часов. Сначала «Келдыш» зашел с левого борта – перегрузили снаряжение и оборудование «Миров», потом «щека к щеке» зашел с правого борта. После отошел и издалека, чуть покачиваясь, ждал команду. «Миры» шли своим ходом, их спустили на воду, и катер, словно огромные рыбины, тащил их на буксире до корабля базирования. Потом приступили в переброске людей. Вечером подошел ледокол «Россия». На «Федорова» перебросили ученых. «Келдыш» забрал журналистов и научных работников. Еще почти целую ночь «Федоров» следовал параллельным курсом с нами, появляясь из тумана и исчезая, как мираж или видение.[i][b]Наша слабость растает, как тень[/i]10 августа[/b]После пересадки на маленького «Келдыша» волнение моря 1 балл. Невыносимо… Лучше стало, когда шторм усилился. Волнение 4 балла – ерунда, улыбаются бывалые моряки. «Внимание, в связи с усиливающимся ветром и штормом необходимо закрепить все грузы. Команде выйти на корму!» – объявил по судовой сети старпом. А «Келдыш» уже взлетал на волны и проваливался в их раскрытую пасть. «Шторм – баллов шесть, семь. Высота волн метров шесть, – задумчиво произнесли на мостике – ерунда. Вот когда 9 баллов, вот это шторм».На самой верхней палубе, на корме, свищет ветер такой силы, что невозможно дышать. Он забирается под одежду, щекочет нервы и пробирается во все уголки души. Очень страшно. Корабль прыгает на гребнях, переваливаясь, как матрешка.[b]11 августа[/b]«Лоцман заказан на час ночи», – отвечает капитан Юрий Горбач на бесконечные вопросы, когда, наконец, Мурманск. Мы подошли к входу в Кольский залив около 10 вечера. Пришлось в шторме «прогуливаться» вдоль берега.Путь по Кольскому заливу занял около трех часов. Затем швартовка. В три ночи участники высокоширотной арктической глубоководной экспедиции в нетерпении высыпали на палубу. В начале пятого утра нас спустили на берег. Встречали нас только журналисты местных телеканалов.Мурманск! Земля! До свидания, «Келдыш»! В этот же день команда MVK прибыла в Москву.Прощай, полюс! Или до свидания?