Безаварийные самосвалы
[b]Аварийность на московских дорогах эксперты давно уже характеризуют как «ужасающую». Об этом нам еще раз на днях напомнили шведы, заявив на своей пресс-конференции, что в их стране за год в ДТП погибают 500 человек. У нас же в стране лишаются жизни на дорогах более 30 тысяч человек. При этом европейцы с серьезным видом заявили, что совсем скоро они добьются у себя нулевых потерь при авариях. Благо освоить их положительный опыт намерены и столичные власти, которые всерьез озаботились «национальной дорожной бедой»..[/b]Один из многообещающих планов – оснащение специальной противоаварийной системой столичных большегрузов. Это «подушка безопасности», которая спасает при столкновении и грузовик, и легковушку. На днях ее протестировали на Дмитровском испытательном полигоне.Сконцентрировать свое внимание на авариях с участием грузовиков столичные власти решили не случайно. Как правило, они самые разрушительные. Многим, наверное, приходилось видеть на дороге легковушку после столкновения с грузовиком. Зрелище, согласитесь, не для слабонервных. «Скомканную» машинку чаще всего могут «отодрать» от «КамАЗа» только спасатели со спецтехникой. Разумеется, шансов выжить у ее хозяина практически нет.По статистике, именно аварии с большегрузами уносят больше всего человеческих жизней. По количество таких ЧП на московских дорогах постоянно растет. Это проблема не только Москвы, но и многих других мегаполисов. В свое время много граждан в таких ЧП теряли и европейские страны. Однако англичане, французы и американцы решили искоренить это зло раз и навсегда. Озаботив этой проблемой своих самых умелых инженеров, они получили спасительное чудо-изобретение. Это так называемый энергосберегающий буфер.Устройство оказалось до гениальности элементарно в обращении. Огромная «гармошкообразная» подушка из мягкой пластмассы просто прикреплялась к грузовику (куда угодно – спереди, сзади, сбоку). При столкновении пластмассовая гармошка плавно «собиралась», не давая авто протаранить большегруз. При этом легковушка не откатывается назад или вбок. Буфер, наоборот, выравнивает ее на дороге. И что самое главное – сама машина при столкновении с буфером получает незначительное повреждение. То есть получается, казалось бы, невозможное – и авария произошла, и машины целы.Вот столичные власти, выслушав все красивые рекомендации иностранных специалистов, решили испытать буфер на своем полигоне. Ведь то, что подошло иностранцам, запросто могло не подойти нам. Поэтому к проверке «иностранной диковинки» отнеслись с полной ответственностью, пригласив на полигон и дорожников, и водителей, и гаишников.Надо сказать, что желтый «квадрат», прикрепленный к дорожному грузовику, гости вначале восприняли без энтузиазма. Слишком уж мягким и, следовательно, ненадежным показался он дорожникам.– Наши водители в бетонных заборах «дырки» делают, а уж этот-то «пластмассик» сомнут, как клочок бумаги, – слышались саркастичные слова гостей.«Оправдать» себя буфер мог только в действии. Первой московской машиной, которой «посчастливилось» с ним познакомиться, стала старенькая черная «Волга». Не доверяя «заморской штучке», новое авто бить пожалели. Нашу же «отечественную красавицу» после испытаний и вовсе планировали «захоронить». Да не тут-то было. Машинка спокойно пронеслась на хорошей скорости – 80 километров и без особого грохота вписалась в буфер. Вот тут-то и должен был настать момент истины.Окружив место «ДТП», разработчики устройства (которыми, кстати, являются американцы) с гордостью открыли совершенно неповрежденные двери «Волги». У «старушки» только одна фара и треснула… Стоит ли описывать, что было бы с ней после столкновения без буфера.– Ну вот, теперь нужно снять поврежденные картриджи (то есть «гармошку») и вставить новые, – с торжественной улыбкой объявили разработчики.– А сколько они стоят? – вмешались заинтересовавшиеся дорожники.– Немного, всего две тысячи евро...Ответ вызвал на лице столичных чиновников небольшое смущение. Как оказалось, это для авторов «всего», а для нас очень даже много. Если учесть, что в грузовики у нас врезаются достаточно часто, то замены картриджей может влететь городу в копеечку.Однако фирма, которая внедряет проект, успокоила гостей обещанием начать сборку картриджей для буфера в Москве. Тогда они будут дешевле.На этом вопросы московских специалистов не закончились. Как выяснилось, чиновники пришли на испытание очень подготовленными и знали об устройстве не меньше, чем его авторы.– Устройство дает хороший эффект, однако оно слишком громоздкое, – заметили представители еще одной столичной дорожной фирмы. – Большегрузы, задействованные в работах ЖКХ, просто не смогут с ней работать в полную силу...Тут уже смутились авторы, которые «прикрылись» фразой о том, что «человеческая жизнь дороже эффективной работы». Правда, пришедшие им на помощь наши специалисты заверили, что буфер можно «подкорректировать» под любой грузовик.Однако только под грузовик. На другой машине он может дать даже обратный эффект. Если, например, прикрепить его к ГАЗели, то при столкновении она, будучи легкой машиной, просто улетит на несколько километров вперед. Большегруз же – машина тяжелая. И максимальное расстояние, на которое она сдвинется, не превысит одного метра.На это преимущество уже обратили внимание дорожники организации ГУП «Кольцевые магистрали», которые планируют оснастить буфером грузовики, ведущие дорожные работы на МКАД.Понравилась эта идея и столичным властям. По словам реализаторов проекта, мэр Москвы Юрий Лужков давно пытался апробировать американское устройство. И вот на- конец свершилось.Несмотря на сделанные замечания, испытания буфера признали успешными. Авторы проекта пообещали «подстроиться под заказчика», поработав над «шероховатостями». При этом «подстраиваться» им придется не только под дорожников, но и под гаишников. Вопрос к «желтой подушке» возник и у них.– Обычно в аварии с грузовиком легковушка получает серьезные «травмы», и водитель дожидается приезда гаишников, – поделились сотрудники областного ГИБДД. – Но с подушкой водитель, «легко повредившись», скроется с места происшествия. Таким образом, будет тяжело зафиксировать ДТП и выявить виноватых, прежде всего страховым компаниям, которые, по идее, должны оплачивать расходы потерпевшей стороны.Американцы, пожав плечами, предложили устанавливать на каждом грузовике видеокамеры. Идея была воспринята как оригинальная шутка. Сами же разработчики в итоге оказались довольны и немного удивлены русской «скупостью».– Мы показали, как вы можете спасти людей, а вам не понравилась цена буфера ([i]цена всего устройства – восемь тысяч евро, при этом картриджи за 2000 евро оплачиваются отдельно, что тоже не понравилось дорожникам[/i]. – [b]А. К.[/b]), – сказал один из авторов. – Неужели деньги для вас дороже человеческой жизни?Столичные власти, приняв решение закупить устройство, доказали, что не дороже. Главное, чтобы не получилось, как в пословице – «что немцу хорошо, то русскому смерть». Устройство должно быть адаптировано к московским дорогам и самое главное – к московским водителям. А то, что спасать людей буфер действительно может, он уже доказал в более чем семидесяти странах.[b]АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ[i]Владимир ПЛАТОНОВ[/i], председатель Мосгордумы[/b][i]– Если мы посмотрим статистику, то увидим, что смертность и аварийность на российских дорогах, в Москве особенно велика, и поэтому любая защита от страшных последствий в результате столкновений машин должна быть создана. Немало аварий бывает в вечернее и ночное время, когда работает спецтехника: устанавливают рекламу, чистят, моют, ремонтируют дороги. И я думаю, что вот эта система, в случае ее внедрения, спасет не одну жизнь, а это – важно.[/i][b]КСТАТИ[/b][i]Над устройствами, которые могут обезопасить водителей на дорогах, думали и российские инженеры. На данный момент имеются и русские аналоги американского буфера. Один из них представляет собой некую пружину, которая крепится на стальные заграждения по краям дороги. Когда машина врезается в этот забор, «пружина» срабатывает и отталкивает ее назад на дорогу. Однако в этом устройстве, по мнению специалистов, еще многое нужно доработать. Американский буфер считается на данный момент более надежным.[/i]