Эксклюзив от Christie’s
[b]Сегодня в недавно отреставрированном здании показывают «Ротшильдовское» яйцо Фаберже, полотна Вермеера, Рубенса, Писсаро, Синьяка, Гогена, Матисса, Пикассо, Модильяни, Уорхола, Сомова, Гончаровой… Это самый дорогой предаукционный показ, когда-либо проводившийся Christie’s.[/b]Выставка состоит из 35 работ, собранных для торгов в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге. Она пройдет в Москве 19–20 октября, и больше ее никогда никто не увидит. Впрочем, и в эти два дня простым смертным попасть туда непросто. На выставку пускают только по приглашениям. Ограничения связаны с тем, что официально для публики Дом Пашкова еще не открыт.Кстати, президент европейского отделения Christie’s Йохан Пуллканен сказал, что аукционному дому чрезвычайно лестно выставляться в таком знаменитом здании. Да и многие зарубежные коллекционеры выражали пожелания, чтобы их вещи попали на российскую выставку.Для тандема нашей страны и Christie’s нынешний год знаменателен. Ровно десять лет назад, в 1997 году в Москве прошла первая предаукционная выставка этого знаменитого Дома. А нынешняя экспозиция – это своеобразная презентация офиса Christie’s, который скоро откроется в России. Руководить им будет Анна Белорусова.По ее словам, страховая сумма нынешней выставки колеблется от 250 до 300 миллионов долларов. Значительную ее часть составляют шедевры, которые долгие годы были скрыты от глаз широкой публики. Например, «Одалиска. Голубая гармония» Матисса не выставлялась более 60 лет.На выставке есть две работы старых мастеров. Одна из них – «Этюд молодого человека в фас и в профиль», написанная Рубенсом около 1615 года. Это этюд для изображения одного из волхвов на огромном многофигурном полотне «Поклонение волхвов», которое сейчас хранится в Музее изящных искусств города Лиона во Франции.Появление картины кисти Яна Вермеера на арт-рынке – факт уникальный. Сейчас только две его работы находятся в частных руках, остальные сосредоточены в музеях. Но в России картин этого автора нет – ни в музейных, ни в частных собраниях. Тем ценнее появление (пусть на короткое время) его «Святой Пракседы» в Доме Пашкова. Это самая ранняя из всех известных работ Вермеера. Она написана около 1655 года и восходит к картине флорентийского живописца Фиккерелли, прозванного Рипозо.Одним из главных экспонатов выставки стало «Ротшильдовское яйцо» Фаберже. Больше ста лет оно хранилось в семье Ротшильдов, и никогда не было известно широкой публике. Это одно из 13 подарков-яиц высочайшего качества, созданных не для императорской семьи. Его украшает сверкающая гравировка по цветному золоту, само оно необычно большое и покрыто розовой эмалью.Внутри яйца сюрприз – механический усыпанный бриллиантами петушок. Под эмалью – клеймо самого знаменитого мастера фирмы Фаберже, Михаила Перхина, а также подпись и дата – «К. Фаберже. 1902». Предварительная оценка вещи составляет 12 – 18 млн. долларов. «Ротшильдовское» яйцо станет главным лотом недели аукционов русского искусства в Лондоне.Чтобы в Доме Пашкова подольше оставалась память о выставке, подарок ему сделал Газпромбанк. Он выкупил у аукционного дома Christie’s вторую часть (245 страниц) наборного машинописного текста Бунина «Темные аллеи» с пометками автора. Именно по нему знаменитые рассказы были впервые изданы в Нью-Йорке в 1943 году. Первая часть этого текста уже хранится в архивах РГБ.