ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА
[i]Когда мы решили пожениться, он первым делом спросил меня: «А ты не будешь ревновать меня к рыбалке?» До сих пор никто из его друзей, знакомых и коллег не может говорить о нем в прошедшем времени. Фатальное слово «был» кажется корявым и неуместным, когда разговор заходит о «дяде Коле».Я попыталась узнать, каким был Крючков за кадром, и в поисках ответа направилась к его коллегам и домой — к жене Лидии Николаевне.[/i][b]Лидия КРЮЧКОВА: [/b]Из тридцати двух лет совместной жизни с Крючковым двадцать пять я просидела дома — не могла оставить его без внимания. Николай Афанасьевич ни разу сам не открыл холодильник, чайника на плиту не поставил! Если не ткнешь ему тарелку под самый нос, он и естьто не будет, решив, что это не для него. Но я не тяготилась, ведь Коля много работал, даже когда сидел дома — знакомился с сюжетом будущего фильма, изучал сценарий, наполнял его чувствами... Это «наполнение» я видела чуть ли не каждый день! Можно сказать, смотрела кино у себя дома. Его совершенно ничего не смущало: забежит ли внучка, приду ли я, зазвонит ли телефон... Его просто невозможно было сбить — у него была прекрасная тренированная память.Он помнил наизусть не только свою роль, но и реплики других актеров и легко всем подыгрывал. Именно поэтому его всегда считали хорошим партнером. К тому же он давал возможность молодым артистам показать себя — не возражал, чтобы у них было больше крупных планов.[b]Владимир ЗЕЛЬДИН: [/b]Впервые мы встретились на съемках фильма «Свинарка и пастух». До этого Коля сыграл множество ролей в кино и, в отличие от меня, был очень популярен и любим в народе. А я снимался впервые в жизни. Он всегда был доброжелательным, в нем не было ни капли «величия», присущего другим знаменитостям. О, это была хорошая школа! Когда снимались сцены Крючкова с Ладыниной, где я не был занят, я все равно приходил на съемочную площадку — мне было интересно, как они работают.[b]Лидия КРЮЧКОВА: [/b]Его любили все, кто работал на картине — не только артисты, но и рабочие. Он считал, что любой человек — артист, если он профессионал в своем деле. А недостойными считал лишь тех, кто не любит труд. «Рано или поздно, — говорил Николай Афанасьевич, — у этих людей вырастает горб».Я не знаю, когда к нему пришла эта мудрость, но он жил по заповедям. Не ходил в церковь, не молился Богу, но больше других был к нему приближен. В конце жизни он написал такие строки: [i]Когда бывает в жизни нелегко, И не всегда судьба тебе послушна, Живи красиво, вольно, широко, Люби людей светло и простодушно.Не унижай беспечностью свой труд, Будь правдолюбцем гордым и суровым.И пусть тебя потомки помянут Хорошей песней или добрым словом.[/i][b]Владимир СОШАЛЬСКИЙ: [/b]Мы вместе снимались в картине «Матрос с «Кометы», и я испытывал чувство настоящего обожания, общаясь с ним — не потому, что это великий артист, а потому, что он был замечательным человеком. Настоящий «свой парень», хотя я не имею права так говорить, потому что я намного младше.«Дядя Коля» обладал удивительным чувством юмора. И хотя порой он отпускал в мой адрес колючки, с ним можно было общаться совершенно на равных. Наверное, поэтому «дядю Колю» любили все — умные, глупые, простые люди, интеллигенция... Он был героем любой компании, абсолютно доступным для всех.[b]Владимир ЗЕЛЬДИН: [/b]Во время съемок Крючков делал все, чтобы снять напряженность на площадке, помогая тем самым режиссеру. Он был раскованным, легким, много шутил. Он был абсолютно солнечным человеком! Мне кажется, именно поэтому его часто приглашали на социальные роли — в такие картины, как «Трактористы» или «Парень из нашего города».[b]Лидия КРЮЧКОВА: [/b]Он всю свою жизнь играл современников (более ста ролей), а это очень трудная задача. Современника, если он фальшив, зритель может не принять — не узнает себя в герое. Поэтому Коля все делал сам: пел и плясал, играл на гармошке, водил машину, трактор, даже самолет в «Небесном тихоходе»! Еще когда он был студентом, знаменитая балерина Наталья Глан (жена режиссера Бориса Барнета) выбрала его своим партнером. Но для того, чтобы с ней сниматься, надо было ей соответствовать. Так вот, Николай Афанасьевич специально для этой роли выучил двадцать восемь фигур! В фильме «Фронт» надо было пойти под танк, и он сделал это сам, без дублера. Когда его откопали, бледность проступала даже сквозь грязь и остатки грима... В семьдесят три года он прыгал на крыло самолета в фильме «Особо важное задание», хотя у него были уже больные ноги. (Хождение по талому льду босиком, когда во время войны снимались многочисленные сцены расстрела, не прошло даром — Крючков заработал ревматизм.) В фильме «Царь Иван Грозный» его обливали холодной водой, а ему тогда было восемьдесят два года! [b]Тамара СЕМИНА: [/b]Мы вместе снимались у Хейфица. Собралась великолепная компания — Крючков, Андреев, Бернес, Санаев... Я очень гордилась, когда «мои дорогие мальчишки» (обычно я так их звала) в ответ называли меня «своей подружкой». Коля был очень веселым человеком — ни секунды без юмора, без какой-нибудь байки.На съемках его постоянно одергивали: «Николай Афанасьевич, миленький, ну давайте снимем эту сцену, а потом поговорим...» У него по любому поводу была готова история! [b]Евгений МАТВЕЕВ: [/b]У Николая Афанасьевича была одна особенность, ставшая легендарной во всех кругах нашего кинематографа. Он был рыбак, причем фанатичный! Он постоянно ловил рыбу, но никогда сам эту рыбу не ел — любил угощать друзей. Причем рыбачил где угодно — в пруду, в реке, в озере. Везде, где есть хоть какая-то лужа, плавал его поплавок. И всегда вокруг этого человека был народ — снимающий, снимающийся, праздношатающийся...Однажды я решил съездить в Японию, и он сказал мне: «Сынок! Ты, как только въедешь в Японию, слева увидишь магазинчик. В нем продают всякие рыбацкие прибамбасы. Ты уж, пожалуйста, привези мне хорошую лесочку». Ну как я мог отказать?! Конечно, я привез ему целую коробку мотков с леской.Но, пока он был на съемках, я кому-то показал эти лески, и их по моточку полкоробки сразу же и разобрали.Приезжает дядя Коля из Одессы, я ему и говорю: «Дядя Коля, я тебе, как ты просил, привез леску». Он отвечает: «Женечка, сынок, спасибо! Я знал, что наше правительство самое умное — дураков в Японию не посылает».Но когда он заглянул в коробку и увидел, что там осталось, то передумал. «Господи! — сказал он.— Даже такое умное правительство ошибается — посылает в Японию идиотов, которые привозят то, что и так годами лежит на Неглинной!» [b]Лидия КРЮЧКОВА: [/b]Лучшим отдыхом для него была рыбалка. Коля просыпался в пять утра и после чашки кофе начинал работать с текстами или шел рыбачить, если мы были за городом. Обычно он приговаривал: «Пропустишь зорьку — потеряешь день». Но если ничего не удавалось поймать, тоже не огорчался — любил просто сидеть у воды и слушать пение птиц. Когда мы решили пожениться, он первым делом спросил меня: «А ты не будешь ревновать меня к рыбалке?» [b]Евгений МАТВЕЕВ: [/b]Как-то мне захотелось, чтобы в фильме «Особо важное задание» Крючков сыграл старого рабочего, который не хочет уезжать в эвакуацию. Я ему позвонил и говорю: «Дядя Коля, умоляю тебя, не откажи — снимись в моем фильме!» Он отвечает: «Ну что ж, сынок, присылай сценарий, и мы все решим». Я отправил ему сценарий, и буквально на следующий день Крючков звонит со словами: «Ах, какой сценарий!.. Какая роль, сынок!.. Как я могу отказаться играть в таком фильме?!» И согласился на съемки. Позже выяснилось, что сценарий он не читал и роль совершенно не знает. Дядя Коля открыл первую страницу и прочел: «Объект — берег реки». Ему этого оказалось достаточно!