ИГОРЬ КРУТОЙ: ПОДОЖДУ,ПОКА СХЛЫНЕТ ПЕНА
[i]Несколько лет назад в интервью с Давидом Тухмановым я сетовала на то, что появились модные энергичные композиторы вроде Игоря Крутого, которые дерзко оттеснили классика на задворки российской эстрады. Сегодня эта же проблема, похоже, и у Игоря Крутого.[/i][b]— Вы один из первых, кто запустил в нашей «обновленной» стране машину под названием шоу-бизнес. Скажите, вы предполагали, что эта самая машина не просто вытеснит, а практически раздавит эстрадную песню? Вы чувствуете какую-то личную ответственность за происходящее? [/b]— Эту машину все-таки запустил не я, а время. Вот такую музкультуру у нас, оказывается, ждали. Что касается лично меня, то мне хотя бы удалось сохранить «Песню года».[b]— Эдакая откровенно приторная пародия на ретроэстетику. Не думаете «обновить»? [/b]— В смысле песен? [b]— Хотя бы в смысле ведущих. Или время еще не требует этого? [/b]— Можете смеяться, но люди перед Новым годом все равно ждут «Песню года». Это единственная передача, на которую до сих пор пишут письма, а к ведущим обращаются: «Дорогие Женя и Лина».[b]— Если передача настолько популярна, то почему на нее приглашают так мало новых интересных певцов? [/b]— К сожалению, мы вообще недооценили роль эстрадных конкурсов. Понятно, что проводить их крайне невыгодно, дорого, но ведь именно Юрмала дала нам и Олю Кормухину, и Сосо Павлиашвили, и Азизу, и Малинина. А Ялта — Леню Агутина.[b]— На фоне общей профанации там все-таки попадались будущие имена? [/b]— Да. Каждый год. А за последнее время появились только два имени — Алсу и Басков. Ну и, конечно, Земфира, хотя она работает на стыке рока и попсы. За три года это невероятно мало. В Европе или Америке новых звезд появляется на порядок больше. Пусть многие из них — сезонные, но это не мешает карьере серьезных певцов и уж тем более не умаляет славы именам-легендам. А у нас кто легенда? Пугачева да Леонтьев.[b]— Вы назвали всего три новых звезды. Если исходить из сегодняшней ситуации, когда «деньги — это наше все», понятен стремительный взлет, к примеру, юной Алсу. Откуда взяться здоровой конкуренции, если она сводится к игре «сам себе режиссер», то есть продюсер? [/b]— Тем не менее рекорд-компании заинтересованы в появлении новых имен и готовы финансировать то, что, на их взгляд, может стать популярным. К сожалению, не всегда угадывают.[b]— А в чем была причина вашего молниеносного успеха? Написали «Мадонну» и наутро проснулись знаменитым? [/b]— Если кто-то думает, что «Мадонна» (1987 год) в исполнении Саши Серова была моей визитной карточкой, то тогда успех мой можно счесть молниеносным. На самом деле, до этого я написал много песен, но они не становились хитами. Подводная часть айсберга всегда незаметна, а в нее входят: образование, работа в ресторане, многолетние попытки «прорваться» и т. п.[b]— А что стало происходить после «Мадонны»? [/b]— Во-первых, стало происходить в ВААПе. Я начал получать деньги. Один месяц — 500 рублей, потом 1200. Мне не нужно было больше мотаться по концертам. Мы записали с Серовым первый альбом. Почти каждая песня оказалась шлягером. Но это, скорее всего, благодаря стечению обстоятельств: просто Сашина дорожка в бассейне оказалась на тот момент свободна. Именно такого певца-мужчину в тот момент ждали. Когда-то ждали Толкунову. Появление такой величины, как Алла Пугачева, дало возможность произрасти сразу нескольким певицам, использовавшим ту или иную грань ее таланта. Это и Ирина Аллегрова, и Маша Распутина. Но… я жду появления на эстраде соразмерной личности. Возможно, это выправит ситуацию.[b]— Новой песне, по-моему, не нужны ни мужчины, ни женщины. Она беспола и крайне инфантильна. Почему, на ваш взгляд, это произошло? [/b]— С появлением MTV появилась потребность в молодежной, так сказать, культуре. Эти ребята по-другому понимают слово «эстрада». Прежде радио и телевидение относились к массовой песне с уважением. Сейчас они тоже работают исключительно в молодежной эстетике. Основные метровые телеканалы относятся к музыке с позиции формата. И очень многие эстрадные певцы (та же Аллегрова, Вайкуле, Буйнов…) просто не попадают в формат.Есть, правда, концерты. Но взрослый человек из-за трудной экономической ситуации в стране и в собственном доме сегодня стоит перед выбором — куда пойти: в продуктовый магазин или на концерт.[b]— А разве для молодежи концерты бесплатные? [/b]— Молодежь пойдет по билету за любую цену, возьмет деньги у мамы. Даже последние. Вот такое интересное время.[b]— Кстати, о нашем «интересном» времени. Почему вы ходите с охраной? Случались «неприятные» эпизоды? Или это дань моде? [/b]— Ну, это относительная охрана, она ведь всерьез уберечь не может, если что. Но от чего-то предостеречь все-таки способна.[b]— Желаю, чтобы через год, когда мы встретимся, она вам уже не понадобилась. Как во времена «Мадонны». Скажите, кто тогда из композиторов был для вас если не кумиром, то авторитетом? [/b]— Тухманов, Антонов, Паулс.[b]— Когда-то вы вытеснили Давида Тухманова. Сегодня взбунтовавшаяся пена псевдокультуры вытесняет и вас. Почему это происходит? [/b]— Тухманов в течение 20 лет имел снайперскую точность. Все, что он писал, становилось хитом. Даже патриотическая песня в исполнении Ротару. Меня это и поражало, и восхищало. Но так не могло быть вечно. Композитор однажды теряет нюх. Прицел сбился. За последние три предотъездных года Тухманов, к сожалению, не написал ничего значительного, разве что «Чистые пруды». А потом и вовсе уехал из страны… [b]— Вот тут-то и появились вы.[/b]— Нас долго не пускали композиторы старшего поколения в так называемую кормушку. Мы шли на хитрости: песни Николаева пела Пугачева, и ни один худсовет не мог их зарубить. Ротару пела Матецкого. Мое появление с малоизвестным Серовым было менее выигрышным. У нас была поэтесса Римма Казакова, которая, увы, не имела никакого отношения к продюсированию шлягеров. У нее были другие достоинства: в отличие от неименитых авторов, Казакова могла переписывать песню по восемь раз, не считая любое написанное ею слово бриллиантом. Словом, мы все-таки втиснулись. Сейчас «кормушки» в этом понимании нет. Путь сократился. Приток денег идет от концертов.[b]— Но ведь до концертов нужна телераскрутка, а это опять-таки огромные деньги.[/b]— И все-таки сейчас появление талантов ожидаемо.[b]— А вы как композитор не пробовали забацать что-нибудь супермодное? [/b]— Молодежная музыка может писаться только молодым человеком. Зачем мне на старости лет менять ритм собственного мироощущения? Все равно я буду вторичен. Не люблю играть на чужом поле. Лучше подожду, пока схлынет лишняя пена.[b]— А чем заполняете ожидание? [/b]— Я недавно выпустил компакт-диск с инструментальной музыкой. Как ни странно, он хорошо раскупается.[b]— Вы считаете, что музпроцесс обратим? [/b]— Ну, я очень надеюсь.[b]— А что же делать сегодня взрослым композиторам и певцам с их взрослыми песнями? [/b]— У них осталась своя публика. Она вместе с ними взрослеет, стареет и… давайте не будем продолжать.