Мистические обелиски
[i]Думал ли могущественный фараон Тутмос III, украшая в ознаменование великих побед и в назидание потомкам храм солнца Атума-Ра четырьмя обелисками, что эти самые потомки умудрятся растащить чудесные сооружения по разным странам, как сувениры из лавчонки? А рядом с египетскими обелисками, украшающими улицы Европы и Америки, будут проноситься автомобили и прогуливаться люди, с трудом представляющие жизнь в Древнем Египте…[/i] [b]Чужая собственность [/b]Может показаться нелепостью, но древнеегипетские обелиски, сооружения величественного духа, изящные каменные иглы, сегодня едва ли не больше известны за пределами Египта – так много их в разных странах. В Египте на своем месте остался лишь обелиск Сенусерта I – правителя Среднего царства, поставленный около 1940 года до н. э. Украсть каменный монумент никому, к счастью, не удалось, хотя многие его собратья исчезли навсегда.Древности всегда привлекали взоры не только историков и исследователей, но и похитителей.Старейшина египетской археологии Лабиб Хабаши, принимавший участие в открытии гробницы Тутанхамона, с возмущением описывал похищение обелисков. Их вывозили явно и тайно, с разрешения правителей и без всякого разрешения, и наступило время, когда в древней стране Кем остались только четыре каменные иглы, возводившиеся для фараонов. Тогда как в Риме в настоящее время можно увидеть сразу тринадцать древнеегипетских обелисков, разместившихся по площадям и скверам, в центре фонтанов или в окружении скульптур. Все они «перекочевали» в столицу Италии по приказам императоров.Обелиск Рамзеса сначала был вывезен из Верхнего Египта по Нилу в Александрию Константином Великим, а после смерти императора его сын Констанций велел доставить каменный памятник морем до устья Тибра, а оттуда в Рим; обелиск был повален при вторжении в Рим варваров, но затем восстановлен и теперь украшает площадь Св. Иоанна Латеранского.Еще два каменных колосса были доставлены в Рим по приказанию Августа и установлены на Марсовом поле и в Большом цирке. Папа Сикст V, беспокоившийся об украшении города, позже велел перенести обелиск из цирка на площадку перед народными воротами.Нечто подобное произошло и с обелиском, доставленным из Египта по приказанию императора Нерона и также предназначавшимся для украшения нового гладиаторского цирка. Глава католической церкви и на этот раз позаботился о перенесении языческого памятника на место, приличествующее христианским обрядам.История с обелиском Нерона известна особенно хорошо – вся процедура переноса его в 1586 году отражена во многих исторических записках и свидетельствах современников. Римский архитектор Доменик Фонтана, которому папский секретарь поручил перемещение гранитной громадины весом в 40 тысяч фунтов, готовился к этому долго и скрупулезно. В городе стояла удивительная жара, и начатые в апреле работы приостановили до сентября. Для передвижения камня использовались полторы тысячи лошадей и девятьсот рабочих. Папа римский издал декрет, в котором для предотвращения несчастных случаев любопытным жителям под страхом смертной казни запрещалось находиться вблизи. Также было запрещено кричать, звонить, стучать и вообще производить какой бы то ни было шум.Для пущего устрашения зевак перед собором Святого Петра установили виселицу, на которой предполагалось казнить как нарушающих папский указ, так и архитектора – в случае, если того постигнет неудача при установке обелиска. Фонтана, знавший твердость слова папы Сикста V, на всякий случай даже приготовил карету с лошадьми, которая должна была умчать его из Рима. Побег не состоялся, так как обелиск не только удалось дотащить до площади перед собором, но благополучно и всего лишь за сутки установить на заранее подготовленный фундамент. Папа был настолько доволен проделанной работой, что велел вырезать на постаменте надпись: «Доменик Фонтана из деревни, находящейся близ Коли, привез сей памятник и поставил его на пьедестал сей».Один из самых высоких и стройных египетских обелисков установлен на площади Согласия в Париже. С ним связано несколько грустных и мистических легенд, одна из которых относится ко времени Наполеона. Сохранилось письмо, датированное 1789 годом, в котором императрица Жозефина просит Луи «выслать маленький обелиск» как символ завоевательских побед. Просьба была уважена, обелиск «выслан». Правда, установили его в центре Парижа позже, уже по приказу короля Луи Филиппа. А ведь когда-то он украшал древний Луксор и был посвящен властелину всех времен и народов – загадочному фараону Рамзесу II.Время стерло многие факты, но продолжает соединять разрозненные события в некую мистическую мозаику. Несколько лет назад сотрудники Каирскогоисторического музея стали замечать, что мумия Рамзеса II, извлеченная из подземелья в Луксоре, на открытом воздухе подверглась разрушительному действию грибка. Необходимо было лабораторное консервирование, и фараона отправили в столицу Франции.Когда машина с мумией прибыла из аэропорта в центр Парижа, где располагалась лаборатория реставрации и консервации Института человека, она описала круг почета у памятника тому, кто сам называл себя фараоном-чудотворцем. Так через 3200 лет после смерти фараона произошла одна из самых удивительных встреч, какую только можно вообразить.В конце 70-х годов XIX столетия украситься египетскими древностями пожелала Англия, положившая глаз на один из обелисков Тутмоса III, который однажды уже «позаимствовал» римский император Август для украшения Храма Цезарей в Александрии. Каменная игла была доставлена в Лондон морем, что в то время считалось верхом мореходного искусства, и установлена на набережной Темзы в Лондоне.Америка тоже захотела иметь подлинный египетский обелиск, чтобы установить его в Центральном парке Нью-Йорка. В 1869 году издатель Уильям Генри Гелберт начал дипломатические переговоры с турецким султаном Исмаил-пашой о приобретении необычного сувенира. Передача такого обелиска, по мнению газетного магната, способствовала бы укреплению дружбы между странами. Когда паша поинтересовался, на какой из оставшихся обелисков Америка претендует, Гелберт ответил: «Ваше высочество, сойдет любой, лишь бы был старым».В каменоломнях под Асуаном до сих пор можно видеть обелиск, вырубленный лишь наполовину.При внимательном изучении можно убедиться, что на нем нет следов металлических орудий. Египтяне использовали для создания обелисков каменные шары из твердого кристаллического базальта, которыми выдалбливали отверстия по всему контуру будущей иглы. Несколько тысяч человек, по три в группе, окружали намеченный монолит; два человека поднимали и опускали молотшар, а третий, рискуя жизнью, направлял удар в нужное место. О том, как четырехгранные иглы транспортировались и поднимались на постамент, до сих пор не существует даже гипотезы.[b]Космические следы [/b]Некоторые историки считают египетские обелиски памятниками правителям древнего мира, но в XX столетии высказывались и более оригинальные предположения. Одна из них принадлежит Захарии Ситчину, автору множества книг о древних цивилизациях. Разбирая детально рисунки гробницы царя Сети I и наместника Нубии Гая, жившего во времена Тутанхамона, Ситчин обнаружил среди них космическую ракету! Вот прямолинейный ствол шахты, вот заостренный модуль космонавтов… А египтяне вокруг кабины-модуля возносят молитвы богам.В «Текстах пирамид» описан священный объект Бен-Бен, в котором боги Ра, Сет, Осирис, Гор возносились на небо. (С коптского слово «Бен» переводится как «сиять», «взлететь в небо».) Бог Птах в городе Ан построил для египтян храм, получивший в древних хрониках название Бен-Бен, где располагалась «небесная комната» богов. По существу, это был протообелиск, который поддерживал на вершине «камень Бен-Бен», покрытый золотом. В эпоху пирамид (около 1700–2180 гг. до н. э.) Бен-Бен пропал, а храм был разрушен. Но в последующие времена святилище возрождали снова и снова. По поводу сохранившихся рисованных изображений Бен-Бена Ситчин высказался в том смысле, что эта четырехгранная конструкция очень похожа на верхушку египетского обелиска, представляющую собой уменьшенную копию «небесной комнаты бога Ра»; сам же обелиск мог имитировать космический корабль, нарисованный на стенах египетских гробниц.[b]НА ФОТО:[/b][i]Париж. Обелиск на площади Согласия [/i]