- Город

Евгений Бунимович: Школы перестанут стоять «с протянутой рукой»

Станцию «Смоленская» закрыли на полтора года

Биатлонист Логинов снялся с масс-старта на ЧМ из-за нового визита полиции

Тишковец рассказал о столичной погоде в последнюю неделю зимы

Путин оценил шансы на дружбу между Россией и Украиной

Сергей Собянин рассказал о мерах по предотвращению появления коронавируса

Опрятный и без кредитов. Как изменились требования женщин к мужчинам

Forbes назвал самую богатую женщину России

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Москва признана самым мужественным городом СНГ

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Евгений Бунимович: Школы перестанут стоять «с протянутой рукой»

Московская городская дума приняла в первом чтении проект закона «О развитии образования», работа над которым шла более двух лет

[i]Он еще будет дорабатываться и совершенствоваться, но кардинально не изменится. А значит, уже сегодня можно говорить о законодательном документе, который в недалеком будущем станет основополагающим для всей системы столичного образования. Корреспондент «ВМ» беседует с заслуженным учителем России депутатом Московской городской думы [b]Евгением Бунимовичем[/b], принимавшим участие в разработке документа.[/i] [b]— Евгений Абрамович, зачем городу собственный закон об образовании? [/b] — В 1992 году был принят Федеральный закон «Об образовании» — по тем временам очень передовой, либеральный. Несмотря на несколько декларативный характер, он сделал главное: дал возможность школе уйти от идеологии, от «казармы» — к вариативности в образовании. Появились лицеи, гимназии, кадетские корпуса, экспериментальные учебные центры. Определенную свободу получили и обычные общеобразовательные школы: в них стали возможными разнообразные уклоны, профили, факультативы и т. д. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом каждый субъект Федерации обрел право построить собственную модель образования. В этой сфере Москва обогнала многие российские регионы — прежде всего по многообразию созданных в последние годы и успешно работающих государственных и негосударственных образовательных учреждений. Необходимость в принятии своего закона у нас назрела давно. [b]— Что нового по сравнению с Федеральным законом появилось в законопроекте «О развитии образования в городе Москве»? [/b] — Я бы выделил несколько моментов. «Продвинутость» московского образования закрепляется, в частности, положением о школьном компоненте, входящем в учебный план государственных образовательных учреждений наряду с федеральным и региональным компонентами. Иными словами, занятия ведутся не только по предметам и программам, утверждаемым на федеральном и городском уровнях. Помимо этого у школы теперь есть возможность выбрать собственную «образовательную траекторию», а у родителей и детей — найти соответствующее своим запросам учебное учреждение. Кстати, в законопроекте особо говорится об этнокультурных школах и о поддержке их городскими властями. Отдельная статья посвящена инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. Ключевым, на мой взгляд, является закрепление в проекте закона так называемого нормативного финансирования образования. В основе его лежит расчет «стоимости» одного ученика или воспитанника в год. Сюда входят и зарплата педагогов, и учебники, и коммунальные платежи, и приобретение необходимого школьного оборудования, и дотации на питание, и многое другое. Нормативы согласно законопроекту должны будут утверждаться городскими властями и при необходимости меняться в ту или иную сторону. Уже сейчас в столичном Комитете образования разрабатывается 5 вариантов нормативов для воспитанников дошкольных учреждений и 13 — для учащихся средних общеобразовательных учреждений разного типа. До сих пор деньги на образование выделялись из городского бюджета «на глазок», с введением же нормативного финансирования станут ясны действительные потребности. В каком-то смысле изменятся и взаимоотношения школы с властью: не придется стоять «с протянутой рукой», недофинансирование образования теперь впрямую будет означать «недообучение». [b]— Не секрет: нехватка денег зачастую компенсируется руководством школ за счет родителей учеников. В проекте нового закона поборы не запрещаются? [/b] — В одной из американских муниципальных школ, которые по закону находятся на государственном обеспечении, я увидел надпись на полу в спортивном зале: «Класс 1999 года». Выяснилось, что зал — это подарок от класса родной школе. Мало того, у них действует несколько родительских советов, каждый из которых отвечает за свое направление: один — за спортивное оснащение школы, другой — за компьютеры, третий — покупает инструменты школьному оркестру… Создан и специальный фонд помощи малообеспеченным учащимся. Все это уже не «поборы», а осознанное и заинтересованное участие общества в деятельности школы, включающее и контроль за распределением средств. Именно с этой целью наш законопроект прописывает создание школьных попечительских советов. В них войдут родители, представители районной власти и те, кого раньше называли «шефами». Приведу пример: школа-гимназия № 710, в которой я многие годы преподаю математику, находится недалеко от знаменитого «космического» завода имени Хруничева. Многие родители — оттуда. Завод заинтересован в будущих кадрах. Неужели он не поможет учебному заведению, непосредственно находящемуся в сфере его «влияния»?! Кстати, речь идет не только о материальной помощи, но и, скажем, об организации экскурсий на предприятие, проведении специальных факультативов и т. д. [b]— Школьные учителя — самая малообеспеченная категория работающего населения. «Московские» надбавки педагогов не спасают: стоимость жизни в столице, как известно, гораздо выше, чем в провинции. Изменится ли что-нибудь с принятием нового закона? [/b] — Во всем мире учителя, к сожалению, получают не так уж много. Однако «там» существует развитый механизм социальных гарантий: имея невысокую зарплату, учитель имеет право, к примеру, на бесплатное лечение, проезд в муниципальном транспорте, посещение музеев, библиотек и многое другое. В проекте будущего закона социальным гарантиям работников образования посвящена отдельная статья. Учителя должны будут получить специальные удостоверения, подтверждающие их статус и дающие право на определенные льготы. В проекте говорится о системе надбавок и доплат к учительской зарплате, устанавливаемой правительством Москвы, о льготном обеспечении учителей жилой площадью. Однако механизм социальных гарантий должен быть прописан в законе, на мой взгляд, более конкретно и тщательно. К сожалению, перед рассмотрением законопроекта в Московской думе он успел пройти через различные городские ведомства, в частности Департамент финансов. В результате немалая часть «конкретики» ушла. Когда-то поэт Михаил Светлов остроумно заметил, что бревно — это хорошо отредактированное дерево. Так вот, законопроект в нынешнем виде еще не бревно, но уже не дерево. Неслучайно он вызвал огромное количество замечаний и дополнений от депутатов во время обсуждения, длившегося пять часов. Документ принят пока что в первом чтении, решено выделить месяц на поправки. Важно, чтобы в итоге получился хороший «работающий» закон — нужный и учителям, и родителям, и детям.

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Страна, не достигшая дна

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Ольга Кузьмина  

Про мужскую логику и женскую любовь

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Алиса Янина

Сон или явь: почему россияне не высыпаются

Мехти Мехтиев

Ипотека-2020: жилье станет доступнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Как будет судить Христос

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью