Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Брюлики для Царь Коня

Развлечения
Брюлики для Царь Коня

[i]Попытку вернуть утраченную культуру верховой езды предприняли музейщики Москвы и Питера в рамках выставки «Царь Конь». А 31 августа, в слегка подзабытый праздник Флора и Лавра – покровителей парнокопытных, – в Историческом музее продемонстрировали этикет верховой езды при Российском императорском дворе. Правда, пока виртуальный, на слайдах. На царскую выездку, каре и кортежи «вживую» средств не хватило. Впрочем, не унывают хранительницы, еще не вечер: покажи коллекцию богатым буратино – кто-нибудь западет.[/i][b]Сверчковские супермодели[/b]Главное – есть на что западать. Как раз такие рысаки, как на картинах и сервизах в музее – орловско-ростопчинские, арабские и чистокровные английские, отличные производители и кастрированные ввиду нечистых кровей, эдакие живые «роллс-ройсы» и «бентли» времен царя гороха – входят в моду среди наших олигархов и высокопоставленных чиновников.У музейщиков словно нюх на новое веяние: не серовских саврасок и эстетского «красного коня» выставили на показ в ГМИ, а в основном портреты неизвестного доселе художника-анималиста XIX века Николая Сверчкова. Художественной ценности в сверчковских образах ноль – это и сами устроители экспозиции признают. Зато на знаменитых торгах Sotheby’s и Christie’s они уходят с молотка за тысячи зеленых. Потому как кони на стилизованных портретах – супермодели. Что иномарки в салоне, развернуты в профиль к клиенту, всей своей статью и блещут лощеными боками. Дело не в изяществе, дело в рекламе: скакуны, снабженные подробной биографией, званиями и кавалергардскими орденами, во времена оные были визитной карточкой заказчика: по классу и «обвеске» коня судили о доходах и статусе всадника.[b]В стойке египетской кошки[/b]Правда, как оценить странные создания другого представленного на выставке «лошадиного» живописца, Федора Шашкина, – с лебедиными шеями, непропорционально тонкими ножками и маленькой головой – неясно. Куда больше, чем лошадей, они напоминают вставших в стойку борзых или египетских кошек.Но, развеивает мои сомнения хранительница зала, на случай явного несходства картинки с истинной мордой у лошади имеется паспорт.Что, положим, сказать о хозяине, чей каурый Галти Мор – «выдающийся скакун в истории чистокровного английского коннозаводства, родился в 1894 году в Ирландии. Скакал в возрасте двух и трех лет и выиграл 11 скачек, в том числе приз принца Уэльского»? Как минимум нынешний Березовский или принц заморский.Иной дворянский сынок и вдохновлялся лошадиным «портфолио», и полцарства за рысака обещал, а коннозаводчик – отказ: дескать, конь мой – брат мой. И правда, брат. Вот, скажем, портрет Николая I верхом: государь губку капризно закусил, как будто у него коня умыкнули, а конь вот он, под всадником, – зубы скалит, того гляди лягнет. Сразу видно, господа оба с норовом. Ну разве сравнишь с мужиком и тягловой клячей из жанровой сценки «Медвежья охота»? Куратор выставки Наталья Перевезенцева даже руками всплеснула: «Нормальная лошадь от одного запаха медведя на дыбы встала бы, а эта совсем мышей не ловит!» Лучший друг и соратник крестьянина савраска, как ни крути, Царь Коню не товарищ. И хотя лошади в ГМИ представлены в разных ипостасях, мир выставки все же мир аристократов – Фру-фру Вронского и полтавской подруги Петра I Лизеты, на худой конец чичиковской птицы-тройки, но уж никак не Холстомера, очеловеченный портрет которого висит где-то в углу экспозиции.[b]Блатные орловские[/b]Под стать «Царь Коню» царственные всадники со слайд-шоу, инициированного сотрудниками Царского Села.Катается на пони с кавалергардским пером юная шефиня государевых полков Мария Александровна, дочь императора: точно такая же, как на слайдах, детская коляска с вензелем «М» скучает на выставке в ГМИИ.Принцем на белом коне гарцует Николай II, а рядом рысит его кузен, слившийся с конем воедино. Конские уборы с нитью жемчуга, парчовые чепраки, памятные жетоны и ордена – все эти лошадиные фенечки, раскопанные музейщиками в архивах и впервые показанные публике, свидетельствуют об одном: конь в России был больше, чем конь. При виде брюликов одна дамочка даже ахнула: – И не жалко такое чудо на лошадь вешать, она же грязная! – Там сама лошадь стоит, как десять таких медальонов, – утешил ее супруг.Кстати, драгоценными подарками двор активно осыпал орловских скакунов. Чем защищал «российского производителя» от иноземных конкурентов – в первую голову от быстроходных американских метисов. Хотя иной царь и сам заныкивал в конюшне парочку-тройку чужаков, впрочем, «не своею волею токмо»…[b]На карусель – как в первый класс[/b]Впервые особу голубых кровей сажали на коня в три года, рассказывают музейщики. Скакуна, правда, давали деревянного, и царственным отпрыскам он был не игрушка, как мы сейчас представляем, а тренировочный снаряд.Опять же и карусель – не ради забавы наследника пересаживали на нее с осликов и пони. Задуманная Людовиком XIV как шуточное рыцарское ристалище, в Россию карусель попала в слегка модернизированном – механическом виде.Верхом на «вертушке» будущие генералиссимусы учились ловить мяч, метать копье и бросать кольца, и только потом им подводили настоящего коня: друга выбирать не приходилось.[b]Почетные пенсионеры[/b]Рысак-чиновник, рысак-воин, рысак-пенсионер… В венценосное семейство лошадь входила еще одним членом царской фамилии и уходила, только когда умирал хозяин. К своим действительно «золотым» копытцам – всем этим царственным Барсам I, Горностаям, Лордам и малокровным Пашкам и Ташкам – двор так привязывался, что со времен Николая I состарившихся под седлом лошадей решено было отправлять на… пенсию.В саду по такому случаю даже Пенсионные конюшни выстроили, единственные в мире. Лошадей там держали далеко не на подножном корме и хоронили тут же, на лошадином кладбище, со всеми воинскими почестями.Два куска мраморных плит с царскими вензелями, золоченый шлем со следами зубов Змея Горыныча, – конечно, далеко не все, что найдено при раскопках Пенсиона в царскосельском саду. Если найдутся средства, уверяют хранительницы бренных останков, выставку оживят настоящими, «взрослыми» каруселями-ристалищами.– У нас и люди есть, готовые по архивным документам воссоздать конные процессии на царской коронации и похоронах. Даже карусельное платье Александры Федоровны имеется, с него всадницам сошьют амазонки, – оседлывают любимого «конька» сотрудники музея «Царское Село».[b]Настоящие амазонки[/b]Кстати, о царственных женщинах. Они хоть и призваны были, по словам поэта, «размягчать сердце воителя, который может дойти до озверения», в свирепости нрава сами не уступали воителям. Царские пособия по верховой езде сплошь и рядом пестрят экспансивными картинками, где дама ручкой хлыста осаждает не только коня, но и кавалера. И правильно, поневоле вздыбишься: всадники сидят как надо, у амазонок же черт-те что – посадка набок, одна нога закинута за луку, а другая и вовсе подвязана ремешком.Найдутся смелые барышни из питерского клуба «Амазонка», со слов музейщиков, способные эдак бочком по будущей выставке скакать. Но вот я лично пас – даже если предложат, тем более, есть кому подражать: Екатерина II не обременяла себя дамским седлом, ездила на коне исключительно по-мужски.А что, я серьезно: если оживить слайды, как планируют музейщики, – публика в Царском Cеле увидит не только упряжь императорских Росинантов, но и великокняжью выездку, и реконструированную карусель, и сама верхом покатается. Осталось только закусить удила и ждать, пока спонсоры «копытом забьют». Ведь в данном случае им нечего бояться данайцев, дары приносящих. Пенсионных коней, не то что троянского, публике уже честно показали.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.