Главное
Истории
Рождество

Рождество

Святки

Святки

Достоевский

Достоевский

Традиции на НГ

Традиции на НГ

Объятия

Объятия

Любовные романы

Любовные романы

Как правильно загадывать желание

Как правильно загадывать желание

Мандарины

Мандарины

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

ЧАСТНОЕ ЛИЦО БОЛЬШОЙ ИСТОРИИ

Развлечения
ЧАСТНОЕ ЛИЦО БОЛЬШОЙ ИСТОРИИ

[i]РТР меняет представления нашего зрителя о ТВ.С сегодняшнего дня на РТР начинается форменное нашествие документалистики. Фильмом режиссера Виталия Манского «Борис Ельцин. Другая жизнь» (в 20.50) открывается регулярное неигровое вещание. С 8 февраля на РТР начнет еженедельно выходить документальный сериал «Откройте, милиция!» (в 22.30 по четвергам), а с 12-го — второй документально-сериальный проект «Россия-Начало». «TV-Текст», приятно удивленный новаторской смелостью канала, направил своего корреспондента к руководителю документальных проектов РТР режиссеру [b]Виталию МАНСКОМУ [/b]с целью узнать, что такое документалистика на ТВ, каковы ее специфика и судьба.[/i][b]Маслин не должно быть много ТТ: [/b]Виталий, перед тем как говорить о том, что вы делаете на РТР как режиссер и как продюсер, мне хочется понять вот что. Почему режиссер, давно и прочно вошедший в десятку лучших европейских неигровиков, идет работать на ТВ с его жестким расписанием и конвейерным производством? [b]В.М.: [/b]Ответ будет прямой. Я делал свои картины. И это была титаническая работа в пустоту, без какого-либо ответа со стороны зрителя.[b]ТТ: Но реакцию заинтересованной публики кинофестивалей никак не назовешь отсутствием зрительского внимания.В.М.: [/b]Парадокс в том, что я помню счастье от фестивалей — от первого и от двадцатого... А от призов какое счастье! Но потом захотелось контакта с аудиторией не узкофестивальной. Я начал делать свою картину «Частные хроники. Монолог» и пошел на ТВ с мыслью делать передачи на любительских материалах. Кроме того, я был знаком с Димой Дибровым, у него разворачивалась на ОРТ эпопея со «Свежим ветром», я показал ему какие-то документальные картины, и он, довольно приблизительно представлявший себе, что такое артдокументалистика, сказал: «Слушай, давай утром показывать это кино в рамках «Свежего ветра». Теперь в это трудно поверить, но никто из ответственных лиц никакой цензуры не осуществлял. Я просто брал фильм и ставил в эфир. И был потрясен: как же так, я столько лет, делая свои картины, мечтал, чтобы их увидели люди по ТВ, а никакой проблемы нет! Потом Дибров поговорил с К. Эрнстом, тогда ставшим генпродюсером ОРТ, и было принято решение — показывать классные картины. Встал вопрос о названии. А в моей памяти была еще свежа та муть, которую показывало на заре своего вещания НТВ под маркой «документальное кино». Так и возникло название нашего слота — «Реальное кино», то есть действительно существующее неигровое кино.Потом позвонила Ирена Лесневская, сказала, что начинает новый канал и хочет, чтобы я на нем показывал документальное кино. Мать честная, каждый день документальное кино! То, о чем можно было только мечтать! Но это, кстати говоря, было ошибкой. Как не может весь стол быть уставлен маслинами, так эфир не может быть «уставлен» документалистикой. Потом поступило предложение с РТР, от Швыдкого и Акопова.Меня, конечно, подкупала возможность показов и создания передачи о документальном кино, но ведь… РТР тогда... ну, этот «Аншлаг»...[b]ТТ: «Аншлаг» и сейчас с нами...В.М.: [/b]Но тогда это был, извините, полный «Аншлаг»! Но потом на РТР пришел Олег Добродеев, и мы запустили большой объем кинопроизводства — сейчас у нас в производстве 111 картин. Я теперь сам снимаю как режиссер и занимаюсь продюсированием документального кино. И оно продюсируется не абстрактно, как это делает кинодепартамент Минкульта.Нет, я продюсирую кино, которое тут же предъявляется аудитории. (Слова Виталия подтверждались в момент разговора. Своими вопросами корреспондент ТТ прервала процесс монтажа «Ельцина», который уже через три дня должен был оказаться в эфире.) И при этом рейтинги у наших показов по-настоящему высокие. Доля всегда не меньше 19, а что это такое при аудитории в 200 миллионов? Да это же все равно что круглосуточно показывать фильм в кинотеатрах два года! И притом это не стыдное кино. Да, есть более прикладные вещи, как, например, «Был ли московский концерт «Битлз» Романа Бараночникова. Фильм сделан к 20-летию смерти Леннона, 30-летию распада группы. Но вот та же картина Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня». Шутки шутками, но она включена в официальную программу Берлинского кинофестиваля.[b]ТТ: А я бы вообще не назвала то, что сделала Литвинова, фильмом. По-моему, это еще один вариант «женских историй». Нет ли опасности, работая на ТВ, утратить культуру неигрового кино? В.М.: [/b]Что до меня, так ни при каких обстоятельствах, даже если бы это был мой первый фильм — как у Ренаты, — я бы не сделал такую простую картину, как сделала она. Но в этой простоте есть то, чего нет в «Женских историях», в ней есть некая... невинность. Это своего рода «наивное» искусство. В нем есть неподдельная чистота. И есть сама Рената. Отсюда и фестивали. Но мы поддерживали и «Полустанок» Сергея Лозницы, кристальной чистоты артдокументалистику.[b]Кино с информационным поводом ТТ: О проекте «Россия-Начало». Кому пришла в голову его идея? Почти гениальная, по-моему.В.М.: [/b]Догадайтесь с трех раз. [b]ТТ: Догадываюсь с одного. Откуда же она взялась в вашей голове? В.М.: [/b]Да просто уже нужно начать писать историю новой России и составлять ее кинолетопись не из политических составных, а из персональных, одушевленных. Представить настоящую историю России, а настоящая история страны — это конкретные судьбы конкретных людей. И это задача именно для государственного телеканала, это его масштаб и его ответственность.У проекта есть объективная проблема. Проблема первой части, первых 26 серий. Разные люди, разные семьи, разные части страны, разные национальности, но фабула одна — они ждут ребенка. И кроме этого ожидания ничего не происходит. Но каждая следующая часть, которая будет сниматься через каждые два-три года (для начала), обречена на больший интерес. Вот человек родился, а вот он говорит «мама» и вот уже ходит.Третья часть еще интереснее: герой уже совсем человек и идет в школу.Этот проект набирает крепости и ценности, как коньяк. Важно только, чтобы он был правильно «составлен».[b]ТТ: Регулярные показы документального кино — дело на постсоветском ТВ новое и смелое. Чувствуете ли вы со стороны руководства РТР какой-то «учет и контроль»? В.М.: [/b]Ну, скажем так. Следующий год — это год 10-летия распада СССР.Понятно, что госканал не может обойти эту тему, и мы решили сделать проект к этой дате. Фильмы о 15 ныне независимых государствах, об их новейшей истории. Через жизни каких-то наших знакомых, через пересечения судеб. Но тут возникли, так сказать, политические специалисты, которые начали надувать щеки — они-де в этом понимают лучше, видят шире, мыслят глубже. И сотрудничество наше бесперспективно, потому что эти люди хотят делать все что угодно, только не кино.А вообще я телевидение знаю уже неплохо, так что у руководства канала нет необходимости мне что-либо диктовать. Например, я знаю, что в апреле 1961 года Гагарин полетел в космос. И мы уже год делаем картину, которая называется «Полетят ли русские к звездам». А многие каналы за месяц будут думать, кого бы проинтервьюировать, чтобы заткнуть информдыру. То же самое с Ельциным.Ну что, никто не знал, что Ельцину в феврале 70 лет? И вот результат. НТВ повторяет своего «Президента всея Руси», а мы — единственный канал, который сделал картину к его 70-летию. То же и с Горбачевым. К 3 марта, к горбачевскому 70-летию, все будут что-то вострячить, а мы уже практически сделали картину «Последний император». Обе картины, посмотрев только самые первые монтажные сборки, запросило несколько больших кинофестивалей, и зарубежные телеканалы ими заинтересовались. Это кино. Но к тому же еще и с информационным поводом.[b]Очень чистый пиар ТТ: Вы сделали уже несколько «кремлевских» картин. Фильм о Ельцине, фильм о Горбачеве, «Неизвестный Путин», теперь вот будет «Известный Путин». Не смущает ли вас возможное подозрение, что вы заняты «паркетной» хроникой, политическим пиаром? В.М.: [/b]А меня даже удивляет, что этих претензий еще никто вслух и в глаза не высказал. Но мы снимаем кино, бесконечно далекое от «паркетного»... Под картинами о Ельцине и Горбачеве я просто с гордостью подписываюсь. И то, что я выступил их режиссером, произошло именно потому, что я не хотел получить ни «паркетный», ни обличительный результат. Я хотел, чтобы фильм о Ельцине делал один замечательный режиссер. А он принес мне заявку этакого нюрнбергского процесса. И дело не в том, что у нас госканал, а в том, что я убежден — не настало еще время ни ругать, ни отливать в бронзе. Потом появился на горизонте другой хороший режиссер, третий. И все на качелях — либо нюрнбергский процесс, либо неумеренное «прогибание». А надо было сделать картину о состоянии человека, просто о состоянии. И в итоге мне пришлось оставить этот фильм за собой. Пришлось. А вот фильм о Горбачеве мне хотелось сделать самому.[b]ТТ: Почему? В.М.: [/b]Потому что я благодарен Горбачеву. Именно он — вольно или невольно — обеспечил нашу сегодняшнюю жизнь, которую я считаю не худшим вариантом развития российских событий. Он, бесспорно, вошел в ряд наиболее значительных исторических персон. И он уникален: обычно человек со своей смертью уходит в историю, а здесь — уже в истории, а при этом жив и никому, в общем-то, не нужен... Памятник, который доживает до момента окончательного забронзовения. Это уникальное состояние мне и хотелось поймать в картине.С Ельциным было сложнее. Когда картина запускалась, он был действующим политиком. И повсюду оказывалась политика. То же и с Путиным. Мы вот сейчас будем доводить картину Сергея Мирошниченко «Неизвестный Путин. Часть вторая», ох, это нелегко. Нужно пройти по лезвию, когда тебя сзади подпихивают, спереди подставляют ножку, а справа и слева замахиваются сковородкой...[b]ТТ: Да-да, тут недавно даже слух прошел, что размахивала сковородкой администрация президента, якобы даже запретила демонстрацию третьей части «Неизвестного Путина»...В.М.: [/b]Это, конечно, ерунда. Питерец Дмитрий Желковский сделал первую часть «Путина». Ее мы показывали до выборов. Для второй части «Неизвестного Путина» (режиссером стал С.Мирошниченко) последнюю съемку я проводил в 2 часа ночи 26 марта в путинском штабе. И мы сделали ту версию, которую показали фестивали в Лейпциге и Амстердаме, но она нас не устраивала. У нас есть материал, хорошие отношения с героем. А фильм был всего-навсего репортажем. Нате вам победителя на блюдечке? Решили показать инаугурацию. Но тут поняли, что там мед потечет бурным потоком... А потом из президентского окружения, поступило предложение: вам будет дано еще время, сделайте нечто более полное. Не репортаж, а действительно фильм.[b]Пиар для папы и мамы ТТ: Фильм о действующем политическом лидере — довольно скользкая для неигрового кино дорожка. Вас даже подозревали в том, что вы «обрабатываете» электорат.В.М.: [/b]Послушайте, фильм «Неизвестный Путин. Часть первая» — как раз то, что и называется пиаром в чистом виде. Но в чистом виде public relations означает «связи с общественностью», и только. Путин на тот момент был одним из претендентов на президентское кресло. Но о нем не знали вообще ничего — из пробирки он, где родился, на ком женился. Да нормальное это дело — рассказать стране обо всем этом.Мы сделали черновой монтаж, показали нашему герою и попросили каких-то рекомендаций: может, мы кого-то упустили, может, с кем-то нам еще надо поговорить о вас. И вот он говорит, он, а не кто-то другой: есть один сотрудник КГБ, к которому я после школы приходил узнавать о работе, а потом он был моим начальником. Я тут же позвонил тому человеку, мы его сняли, это вошло в картину. Этот фильм — по преимуществу рассказ о человеке, а не авторское произведение. Но знаете, со стороны Путина это был ведь довольно смелый поступок. В стране, только что пережившей разоблачения «органов»... Все-таки сомнительная штука, что десятиклассник шел узнать в эти самые органы, что можно сделать, чтобы туда поступить на работу.[b]ТТ: Как вы считаете, что заставило Путина так, в общем, спокойно рекомендовать вам еще один источник информации о нем? Причем информации действительно вполне нелицеприятной.В.М.: [/b]Это покажется странным, но Путин открытый человек. Вот теперь уже как специалист-«кремлеолог» я могу вполне ответственно заявить: имиджмейкеры-профи всегда создают образы, далекие от естества вверенных им персонажей. И не всегда эффективные для последних.И моя задача на этом фоне — не создание образов второго слоя, а создание летописного документа реальности. Да, языком кино, но летопись реальности. И кадры, в которых Путин бродит по своему кабинету, заглядывает за шторы и не знает, что ответить на вопрос «Куда из вашего кабинета окна выходят?»... Он просто не знает, куда они, елки-палки, выходят... Эти кадры уж точно войдут в золотой фонд отечественной кинолетописи. Потому что в них есть реальность этой личности, ее настоящая жизнь, вне имиджа и политобраза.[b]ТТ: А разве имиджмейкеры не пытались корректировать, например, образ Ельцина в вашем фильме? Как-то трудно себе представить, чтобы, скажем, Татьяна Дьяченко была безучастна...В.М.: [/b]Вообще Таня мне по-человечески симпатична... Но я бы посмотрел шире. Такие фильмы нужны, чтобы в чем-то развеять мифы, а в чемто их укрепить. Вот говорят: Мамут, Мамут, Абрамович, Абрамович... Да видел я Абрамовича! Тут столько всего придуманного! Предубеждение, базирующееся на недостатке информации, воспаляет фантазию, и начинаются такие «каприччос»...[b]ТТ: …а на самом деле все проще. Просто женщина просто помогает своему пожилому отцу? В.М.: [/b]Вот у меня был разговор с Таней Дьяченко по поводу фильма... И в нем есть достаточно жесткие в отношении Ельцина моменты. Но по их поводу у нее претензий нет. Зато кадр, в котором Ельцин сидит и какой-то у него второй подбородок… Этот кадр ее как-то беспокоит. Она мне говорит: так папа здесь несимпатично выглядит... Я ей отвечаю: «Тань, вы знаете, какая мама моя была красавица, когда за ней ухаживал мой папа? А сейчас она старая женщина! И что теперь?» — «Но это же мой папа!» — «Но это же моя мама!» [b]Копы в «мыле» ТТ: Следующий ваш громкий проект — «Откройте, милиция!» Документальный сериал, съемочная группа полгода просто-таки жила в обычном отделении милиции. И было у него более точное рабочее название — «Настоящие менты». Насколько его появление продиктовано «Ментами» игровыми? В.М.: [/b]Ни на сколько. Между ними вообще связи никакой нет.[b]ТТ: Так это не развенчание мифа? В.М.: [/b]Идея «Откройте, милиция!» возникла давно, да она и вообще не нова. Еще на Ren TV я задумал делать docusoap, «документальное мыло». Мы тогда показывали «Cops», сериал о полиции студии XX century Fox. И в рамках своей программы «Большой репортаж» я сделал три серии о наших ментах. Словом, это давно «бродило». Теперь, когда РТР решился делать «докмыло», выбор пал на ментов как героев, исходя из организационно-драматургических требований. Во-первых, у канала хорошие отношения с этим министерством.Во-вторых, docusoap — жанр, который с 75-го года шествует по миру и имеет чрезвычайно успешные образцы. И во всех этих сериалах в центре семья или пожарные, полиция и «скорая помощь». Это естественно. Есть где базироваться группе, есть место, куда стекается информация — вызовы, и есть устойчивый круг героев.Так что теперь мы начинаем еще один «мыльный» сериал. О «скорой помощи», конечно. Но не потому что доктор Росс и доктор Грин выступают музами.Дело не только в простоте получения фактуры. Мы работаем на государственном канале. В круг наших интересов должны входить вещи общегосударственного значения. Например, в государстве есть проблема — у общества нет общего языка с милицией. И этот язык нужно устанавливать. Игровые «менты» — это сказка про ментов, а мы показываем быль про ментов. Да, конечно, «что-то кое-где у нас порой», но вообще они очень классные ребята, платите им зарплату не 60 долларов, и все будет отлично.[b]ТТ: А МВД как-то воздействовало на вашу работу? М.В.: [/b]Знаете, раньше я думал, что чтобы сделать что-то настоящее, надо бесконечно держать фиги в кармане. Опыт же свидетельствует о другом. Говори, что думаешь, тем людям, от которых зависит, и все сложится. Мы хотели снять настоящую жизнь настоящих ментов, а потому попросили министерство: если у нас менты в кадре будут материться, кого-то бить не по уставу, а по лицу, чтобы их, ментов, не наказывали потом за это. Потому что если их начнут наказывать, они перестанут нам помогать и вообще перестанут быть настоящими. И получили глубоко положительный ответ. В отделение милиции «Аэропорт», где мы снимали, пришло указание из МВД, пафос которого был такой: живите своей жизнью. И это понятно. Когда я с теми еще ментами, на Ren TV, смену дежурил и ездил на вызовы, в машину поступил сигнал, что, дескать, мертвый лежит в подъезде. Приезжаем. А он не столько мертвый, сколько вусмерть пьяный. Да еще и ... словом, грязноват. Менты его поднимают и тащат в машину, а я сижу на заднем сиденье с камерой, ко мне они его положить и собираются. Я говорю: э, алле, вы его куда? Они: в отделение, так положено. Я: а вот меня не было бы, вы его повезли бы? Они: нет, на лавочку бы положили. Я: ну и кладите на лавочку. Зато к четырем утра, когда все уже наладилось и ко мне и к камере менты привыкли, они стали живее.Вот в этом и «фишка» всего проекта «Откройте, милиция!» — чтобы менты на экране были нормальными и живыми. И у нас получилось, по-моему, лучше, чем в «Сops». Потому что последний напоминает «Дорожный патруль». А в нашем сериале зрители узнают о людях. Об их личной жизни. И об их месте в обществе. И если сейчас удачно пройдут эти первые 26 серий, мы следующую часть запустим, ведь у «Cops» уже чуть не 400 серий. А мы хотим создать большую телефабрику по созданию документальных сериалов. Может, даже курс целевой на Высших курсах сценаристов и режиссеров наберем.[b]Документальное, а не экстремальное ТТ: Вы говорите — «в чем-то создавать мифы, в чем-то очищать от них». Выходит, ваше «реальное кино» снова создает мифы? В.М.: [/b]Конечно. Возьмем классику. «Старше на 10 минут» Герца Франка. Образ, который создает миф. Миф о человеческом взрослении. «Взгляните на лицо» Павла Когана — полнейший миф. О воздействии искусства на человека. Я уж не говорю о «Легко ли быть молодым?» — это уж просто профанация. Что, нигде кроме как в разваливающемся СССР не было кришнаитов, или самоубийц, или парней, работающих в морге? Что, только советская система их туда загнала? Вот именно.Вопрос — как сделано, на чем замешано. А замешано на реальности.Где начинается кино, там вообще заканчивается правда. И это правильно. Я недавно был в одном клубе, его владелец — мой знакомый. И, как выяснилось, там повсюду камеры наблюдения, а мой знакомый показал мне комнату охраны, куда на мониторы транслировалось изображение из туалетов — там тоже камеры, чтобы в клубе наркотиков не было. Пять женщин на унитазах... Это, скажу я вам... То есть строго документальное изображение, но кому на фиг надо это документальное? А все остальное — нормальное мифотворчество. [b]Досье «ВМ»[/b][i]Виталий Манский родился в 1963 г. во Львове. Закончил операторский факультет ВГИКа как кинорежиссер-оператор. Один из самых известных режиссеров-документалистов России. Дебютировал в кинематографе в 1989 году и с тех пор снял более 20 фильмов, среди которых «Тело Ленина», «Благодать», «Частные хроники. Монолог», «Срезки очередной войны». Его картины демонстрировались более чем на ста международных кинофестивалях и неоднократно удостаивались призов. Манский — лауреат приза за лучший документальный фильм, присуждаемого европейским телеканалом SAT.Его картины дважды номинировались на приз Российской киноакадемии «Ника».С 1996 года Манский занимается популяризацией документального кино на телевидении. Он явился создателем и автором проекта «Реальное кино» на ОРТ, в рамках которого проходили премьерные показы лучших документальных фильмов со всего мира. В том же году он становится руководителем службы кинопоказа, а затем генеральным продюсером нового телеканала Ren TV, на котором впервые в России было показано несколько сотен лучших отечественных неигровых картин. С лета 1999 года Манский — руководитель службы производства и показа документальных программ канала РТР. Одновременно он — ведущий программы РТР «Реальное кино».Женат, отец двух девочек-подростков.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.