Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Личный пилот

Общество
Личный пилот

[b]Приказ доставить и.о. президента России в грозненский аэропорт «Северный» прозвучал для Харчевского полной неожиданностью. И первой реакцией на него было законное чувство гордости, которое мгновенно сменилось другим, гораздо более присущим этому летчику — чувством высочайшей ответственности. Необычный пассажир делал и полет необычным. Радость окончательной посадки, по словам летчика, пришла не скоро — в воздухе вместе с Владимиром Путиным он провел более часа...[/b][i]Несмотря на громкие титулы — «заслуженный летчик России» в отечестве и «лучший российский боевой летчик» в Америке — широкой публике о генерал-майоре Харчевском и возглавляемым им Липецком центре мало что известно. Стремясь восполнить этот пробел (страна должна знать своих героев!), я оказалась в Монино, где на юбилее Военно–воздушной академии имени Гагарина ожидалось появление одного из самых перспективных ее воспитанников. К моменту появления [b]Александра Харчевского [/b]я знала, что он специалист по воздушными боям, и победил более чем в ста из них.Все остальное об этом уже седеющем генерале с чуть ироничным проницательным взглядом еще только предстояло узнать, и сделать это в обстановке, отнюдь не располагающей к задушевным беседам — в продуваемом всеми ветрами вестибюле.Он родился на Украине. Мама — медик, отец-фронтовик работал директором райпромкомбината. Инфаркт поставил точку в его недолгой жизни, и эта смерть совпала с выпуском сына из училища. Впереди была служба в группе советских войск в Германии.[/i]— Наш 31-й истребительный полк стоял в местечке Фалькенберг. Там я стал летчиком первого класса, инструктором, командиром звена. Мне, капитану, доверили молодых, только что выпустившихся лейтенантов. С ними я на практике познавал науку педагогику. Правда, ребята попались отличные, совершенно одержимые. Все впитывали, как губка. Если мы не летали, все равно были вместе — играли в футбол, ездили отдыхать.[b]— Александр Николаевич, вы помните свой самый первый полет? [/b]— Конечно. Дело в том, что я первый в училище на втором курсе начал летать и в полку мне первому была предоставлена возможность самостоятельно подняться в воздух. Проверял меня командир полка. Я должен был с ним выполнить три контрольных полета по кругу, но первые два мне почему-то не очень понравились. Даже сомнения возникли, выпустят ли самостоятельно. Командир сказал, что нужно учесть в первом полете, что — во втором. А в третьем велел не повторять прошлых ошибок и отпустил в самостоятельный полет. Когда я набрал высоту, первая мысль была: все, я один, сзади — никого...[b]— Ну а самый памятный полет, конечно, с нынешним президентом? [/b]— Знаете, он не столько памятный, сколько ответственный. Пожалуй, самый ответственный полет, который я выполнял.[b]— Вы использовали этот подарок судьбы в интересах Липецкого центра? [/b]— Я не ставил своей целью лоббирование. И вообще возможность поговорить появилась только на обратном пути, потому что все уже знали, кто летит и куда. В первый же полет я беседовал в основном с землей, вел активный радиообмен. Владимир Владимирович сам спросил о делах и задачах центра. Конечно, всплыла наша больная тема: не все летчики могут летать. Что для этого необходимо? Только керосин. Любой опыт и самые высокие профессиональные качества без постоянных тренировок теряются. В боевой авиации таких потерь быть не должно. Путин обещал помочь.[b]— Всех интересуют подробности, детали вашего полета с президентом...[/b]— Владимир Владимирович перенес полет очень хорошо, даже получил от него удовольствие, если вы это хотели услышать. Я поразился его физическим способностям и возможностям. Он проявил характер, концентрированную волю, как настоящий летчик, и умение идти на оправданный риск. В итоге он выразился в том смысле, что этот вид транспорта и быстрее, и дешевле, и безопаснее, и надежней. Думаю, это и есть его оценка полета.[b]— В Центре боевого применения и переучивания летного состава, который вы возглавляете, строевые летчики учатся воевать. Но чтобы учить других, надо и самому беспрестанно учиться...[/b]— Мне представилась уникальная возможность — научиться тому, что умеют летчики-испытатели самого высокого класса. Параллельно с работой в центре я осваивал возможности боевых самолетов непосредственно на летно-испытательных базах. Допустим, изменения произошли на МиГе. Я приезжаю в КБ, и с шеф-пилотом микояновцев Валерием Меницким мы поднимаемся в небо. Он учил меня владеть самолетом в особых, самых критических режимах. Во всем диапазоне: сваливание, штопор, различные отклонения, которые могли к ним приводить. То есть освоить самолет, узнать его, почувствовать. Вообще грех жаловаться: жизнь постоянно заботилась о том, чтобы я повышал свой профессиональный уровень.Она заботилась еще и о том, чтобы за каждым взлетом следовала посадка, что, на мой взгляд, гораздо важнее. [i]Но был у Александра Николаевича случай, который едва не прервал цепочку взлетов и посадок. Это произошло в американском небе в 1992 году.Тогда в российских эшелонах власти демонстрация лояльности недавнему противнику считалась хорошим тоном. Мы начинали «дружить домами», и обменные визиты становились немаловажной составляющей этой дружбы.Харчевский и Карабасов в составе делегации российских ВВС, совершавшей ответный визит в США, на Су-27 возвращались на родину. На отрезке пути от авиабазы «Лэнгли» к авиабазе «Росфорд» их сопровождали на правах хозяев F-15, в порядке помощи, ведь наши «сушки» не имели возможности над территорией США вести навигацию и радиообмен. И вот после двух с половиной часов пути на высоте порядка четырнадцати тысяч метров при снижении для последующего захода на аэродром посадки при сбросе оборотов на малый газ... [/i][b]Слово — Харчевскому: [/b]— ...Сначала мой ведомый Георгий Карабасов доложил: «Остановились двигатели». Смотрю: у меня они тоже стоят. Чтоб сразу обе силовые установки вышли из строя, это, знаете ли... Что делать? Прошу американских летчиков, чтобы они от нас не отходили. Ведь если двигатели все-таки запустятся, мы даже не будем знать, куда лететь. А если мы катапультируемся, им следует сообщить наши координаты и вызвать спасательную команду. И вот в этой ситуации американские летчики нас кинули. Мы оказались без двигателей, без малейшей возможности определить, куда летим, без связи с землей.[b]— И каким же богам вы тогда молились? [/b]— Некогда было молиться. Надо было думать и действовать. Даю команду снижаться до десяти тысяч метров и начинать запуск двигателей. Но чтобы двигатели запустились, нужна большая поступательная скорость. Ее можно достичь только увеличением вертикальной скорости, то есть быстрой потерей высоты. И вот идет борьба с самим собой. Не зря считается, что в авиации примат ума и интеллекта над рефлексами. Рефлекс — это сделать так, чтобы не быстро падать, а знание техники подсказывает: надо быстрее терять высоту, чтобы создать условия для запуска двигателей.[b]— В вашем случае победил интеллект, иначе бы мы с вами сейчас не беседовали. Когда же включились двигатели? [/b]— У моего ведомого на высоте 3,5 тысячи, у меня — на 2,5 тысячи метров. После этого начали увеличивать скорость. Летим вслепую в расчете наткнуться хоть на какой-то аэродром и вдруг видим две точки. Начали их догонять. Потом оказалось, что догоняли «своих» американцев. Пристроились к ним молча. И они нас привели на аэродром.[b]— Почему же остановились двигатели? [/b]— Позднее мы узнали причину. Нам залили топливо с плотностью, которая ниже той, что требуется нашим двигателям. И вот встречаем кинувших нас американских пилотов. Думаете, они извинились или посочувствовали? Только и спросили с улыбкой: «Ну что, плохо вам было?» Думаете, кто-то из американского летного начальства разбирался с этой ситуацией? Случись у нас подобное, я просто не представляю, что было бы. А у них — в порядке вещей. Тогда я и сделал вывод, что чувство локтя и элементарная порядочность у американцев отсутствуют.В Южной Африке в 1995 году у меня было нечто подобное. Летчик, с которым вел воздушный учебный бой, проиграл. А на земле мы договорились: кто проигрывает, тот и ведет на аэродром.То есть если я иду сзади, значит, он проиграл бой и признал это.Так и было, но когда он начал меня заводить на посадку, я понял, что он, местный, перепутал аэродромы! Сообразив наконец, что завел не туда, он бросил меня совсем. За такой поступок в ЮАР тоже наказывают — отстранением от полетов.[b]— Александр Николаевич, как вы расслабляетесь? [/b]— Тринадцать лет вместе с сыном строил дачу на берегу реки Воронеж. Собственными руками. Нигде не отдыхал, ни в какие санатории не ездил и все свободное время проводил на стройке. И сейчас я могу сказать, что прожил жизнь не зря. Я построил дом, посадил сад, имею прекрасных детей и даже внука. [b](Сын Вадим служит инженером в Липецком центре, дочь Инна окончила Липецкий педагогический институт и работает в техническом университете. Внук ходит в первый класс. — Е.Л.).[/b][b]— Максим тоже будет летчиком? [/b]— Космонавтом! Он хочет быть выше дедушки.[i]…Он вышел в свет телекамер и фотовспышек, чтобы в этот короткий, в несколько часов, визит — на торжества по случаю его альма-матер, Военно-воздушной академии им. Гагарина, — ответить на все журналистские вопросы. Терпеливо их выслушивал, коротко и точно отвечал.И хотя официально этот выход назывался пресс-конференцией Главкома ВВС, Анатолий Корнуков стал свидетелем импровизированной пресс-конференции Александра Харчевского. Но внимал младшему по званию и взирал на происходящее действо не без одобрения. Так смотрят на своих подающих надежды преемников.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.