«Черешневый лес». Рим, Заречная улица

«Черешневый лес». Рим, Заречная улица

Культура

[b]Знаете ли вы, чем, собственно, советское кино повлияло на итальянский неореализм?[/b]Однажды мне пришлось услышать забавное киноведческое объяснение. А помните, сказал киновед, сцену из старого советского фильма, где собираются в избе всей деревней и едят пельмени? И едят, и едят, пока все не отваливаются от большого деревенского стола в полном изнеможении. И только хрупкий древний старичок, уже съевший с десяток котелков, с удовольствием доедает последний, наверное, двухсотый свой пельмень. Такого сочувственного и любовного внимания к обыденной жизни простого человека до советского кино не было. И вот итальянцы послевоенного поколения подхватили эту интонацию и развили ее, добавив изрядную долю социальной критики… Это «пельменное» объяснение, конечно, весьма отдает вкусовщиной. Но истина сквозь него просвечивает – потому что неореализм действительно прежде всего интересовался простыми людьми с улицы. Пережив расцвет в 50-е, он в свою очередь сильно повлиял на советское кино 60-х. Что и очевидно в подборке ретроспективы, открывшейся вчера в «Художественном» в рамках фестиваля «Черешневый лес».В этой сравнительной ретроспективе нет помпезных советских блокбастеров, на которые горазд был «Мосфильм» 60-х. Зато она дает объемный портрет советского человека 60-х.«Крылья» Ларисы Шепитько, где Майя Булгакова сыграла бывшую военную летчицу, в сердце которой все еще стучит пепел военной памяти. «Весна на Заречной улице» Марлена Хуциева – комедия о школе рабочей молодежи… комедия поитальянски – жизненная, без шутовства. А вот необычное по тем временам поэтическое кино – «Неотправленное письмо» Михаила Калатозова, режиссера, в своих поисках новых выразительных средств кино шедшего тогда «ноздря в ноздрю» с Феллини и Антониони, фильмы которых тоже представлены в ретроспективе.«Дорога» с Джульеттой Мазиной и замечательный «Амаркорд», который можно смотреть бессчетное количество раз – и не надоест. «Красная пустыня» – фильм позднего неореализма, его герои уже не бедны, но еще не богаты – что для сегодняшней Москвы вполне актуально. Но какой же неореализм без классика из классиков – режиссера и актера Витторио Де Сика? Есть и его хрестоматийные «Похитители велосипедов», и «Умберто Д», и очаровательный «Брак по-итальянски» с Софией Лорен и Марчелло Мастроянни. И «Генерал делла Ровере», поставленный не им, в котором он сыграл главную роль. И еще много прекрасных лент, на которых так или иначе видна печать итальянского неореализма.[b]На илл.: [i]Табачница Вольпина из «Амаркорда» – эротическая греза молодого Феллини.[/b][/i]

Google newsYandex newsYandex dzen