Жерар Депардье: «Женщинам на экране труднее обнажаться»
[i]Конечно, он стал самой яркой звездой фестиваля. На ММКФ Депардье не впервые. В фойе «Октября» висит его фотография времен фестиваля 1989 года. Живьем на прессконференции он выглядит гораздо лучше, чем на экране, в фильмах «Сколько ты стоишь?» и «Париж, я люблю тебя», хотя обычно у актеров бывает наоборот. Подтянутый, загорелый, энергичный Депардье приветливо, со знанием дела попозировал операторам и на целый час отдал себя на растерзание журналистам.[/i][i][b]О русской душе[/i]– Когда вы впервые услышали имя Станиславского[/b]?– Примерно в 1965 году, когда начал играть в театре. Я считаю, что лучшие ученики Станиславского – американские актеры. В целом метод мне нравится, хотя лично я не сторонник каких-либо систем. Мне захотелось играть в театре в первую очередь из-за авторов. Например, из-за Достоевского, который ежедневно рассказывал мне об эмоциях и чувствах. Для меня это самый близкий автор. Я бы сравнил его с Бальзаком. Если говорить о других моих связях с Россией, то в 1978 году я встретил Владимира Высоцкого. Я многим ему обязан. Мне кажется, я научился хорошо чувствовать душу русского народа. Она немного сумасшедшая (un peu fou). Такой свободный ветер, который гуляет по равнине, и вокруг нет гор, которые бы его остановили.[b]– Вы сыграли многих персонажей, которые символизируют Францию: Сирано де Бержерака, Бальзака, Родена, Дантона, Обеликса. Кого еще из великих вы бы хотели сыграть?[/b]– Из великих – никого. Другое дело – «Братья Карамазовы», причем в телеверсии. Кино сейчас требует много денег, и экранизация заняла бы часов шесть. ТВ-версия в этом смысле более реальная.[b]– Которого из братьев вы себе присмотрели?[/b]– Дмитрия. Он – жертва своих страстей, и это интересно. Когда я был моложе, больше любил Алешу. Он невинный и находится в начале пути. Ивана же мог бы хорошо сыграть какойнибудь русский актер.[i][b]О Тарасе Бульбе[/i]– Будет ли на Украине снят «Тарас Бульба» с вашим участием? И правда ли, что вы собираетесь скупить чуть ли не все виноградники Крыма?[/b]– ([i]Хохочет[/i].) Да, в Крыму отличное вино! Для меня это часть России. Единая история, общность народов. Почему «Тарас Бульба»? Потому что – Гоголь. Но, к сожалению, это слишком объемный материал, сложная работа. Вряд ли мы с ней справимся.[b]– Новость о том, что Депардье будет играть Тараса Бульбу, вызвала на Украине колоссальный отклик. Режиссер Юрий Ильенко даже заявил, что если француз будет играть украинского героя, он объявит голодовку.[/b]– Я в курсе. Именно поэтому проект и не состоится![i][b]О конкурсе[/i]– В фильме «Париж, я люблю тебя» вы не только сыграли, но и выступили в качестве режиссера новеллы «Латинский квартал». Если бы вы делали картину «Москва, я люблю тебя», где бы вы ее снимали?[/b]– Москва все время так меняется, что каждый раз я ее не узнаю. Хотя, наверное, я выбрал бы метро.[b]– Как вам работалось с Бертраном Блие и Моникой Белуччи в конкурсной картине «Сколько ты стоишь?»?[/b]– Работать с Блие – всегда сплошное удовольствие. Его лучшее качество – чувство кадра. Другая его особенность – он умеет следовать собственному сценарию. Кроме того, он мастер давать в своих фильмах ссылки на любимых режиссеров. В данной картине – на Вонга Карвая. А Моника отлично (tres, tres, tres bien) сыграла роль соблазнительного объекта желания. Для женщин такое обычно тяжело играть, а для нее – как дышать.[i][b]О женщинах[/i]– Фанни Ардан говорила, что все женщины, которым приходилось с вами играть, влюблялись в вас.[/b]– Я восхищаюсь большинством актрис. Например, женщине гораздо труднее, чем мужчине, раздеться перед камерой и перед режиссером. Фанни Ардан, Катрин Денев и другие мои любимые актрисы прошли через фильмы с мужеством, волей и энергией. Очень хорошая актриса, на мой взгляд, и жена режиссера Владимира Меньшова ([i]Вера Алентова, с которой Депардье играл в российском фильме «Зависть богов». Депардье называет его «Последнее танго в Москве».– [/i][b]«ВМ»[/b]).[i][b]О кино и телевидении[/i]– Какие режиссеры оказали на вас наибольшее влияние?[/b]– Назову Сергея Эйзенштейна. Когда я был маленьким, меня впечатлили фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин». Кинематограф – язык страны. Поэтому он, в отличие от телевидения, всегда останется самобытным.[b]– Правда, что вы заявили об уходе из кино?![/b]– Это недоразумение. Просто 80 процентов моего времени сейчас занимает телевидение. Этого требует эпоха. Но уж когда я работаю в кино, отдаюсь ему полностью. Кстати, я очень люблю простое, популярное кино, любовные истории и комедии.[b]– Каковы, на ваш взгляд, тенденции в современном кино?[/b]– Первая проблема – власть денег. Очень трудно снимать то, что хочется. Если бы сейчас вернулся Бунюэль, ему бы денег не дали. Вторая проблема – телевидение. Оно тоже захватило власть, снижая интеллектуальный уровень людей и превращая их в постыдную массу. DVD, на мой взгляд, – позитивное явление, способствующее развитию кино. Правда, и тут тоже издатели диктуют свои условия.[b]– Будет ли Бертолуччи снимать продолжение «Двадцатого века», где вы в свое время блистательно играли?[/b]– Я очень люблю этот фильм, в нем сильная идея. Но тогда Бертолуччи было 35 лет, а сейчас он в два раза старше. Думаю, снять продолжение будет трудно. Те, кто сейчас дает деньги на кино, не понимают, что значит снимать хорошие фильмы. Вот если бы создали мировой банк, откуда кинематографисты могли бы черпать финансы![i][b]О смысле жизни[/b][/i][b]– В чем для вас смысл жизни?[/b]– ([i]Смеется, потом резко серьезнеет[/i].) Жить чтобы жить (vivre pour vivre). Встречаться с людьми во всем их разнообразии. Каждое утро я просыпаюсь в удивлении, что жизнь продолжается. Я так радуюсь, что несмотря ни на что люди продолжают верить! Поэтому я и люблю свою профессию – она способствует тому, чтобы общество стало более терпимым. А я благодаря своей профессии лучше понимаю людей.[i][b]О футболе и политике[/i]– Поздравляем вас с победой Франции над бразильцами в четвертьфинале чемпионата мира по футболу![/b]– ([i]Оживляется[/i].) Обожаю футбол! Очень люблю бразильцев. К сожалению, спорт стал политизированным. Критика, адресованная главам государств, обрушивается на головы тренеров команд.[b]– Как вы относитесь к социальным потрясениям во Франции?[/b]– Созерцательно. Политика меня не интересует. Считаю, что в последнее время она слишком сильно вмешивается в жизнь людей, загрязняя ее. Я лично предпочитаю вкусно поесть в ресторане и посмотреть футбол.