«Ворчу только на себя»
[i]24 сентября в 23.00 на СТС стартует юмористическое шоу «Слава богу, ты пришел!» Директор департамента развлекательных программ СТС [b]Александр Цекало [/b]рассказывает «Вечерке» о проекте, а заодно отвечает на другие вопросы.[/i][b]Эксперименты на Урганте [/b]– Лицензию мы приобрели у компании Fremantle. Этот формат был придуман в Австралии и уже запущен в производство во Франции, Англии, США. «Слава богу…» – шоу в стиле импроком, то есть импровизационной комедии. Мы целенаправленно ищем неожиданные форматы, которых нет ни на каком другом канале.В «Теледоме» построены 17-метровые театральные декорации, состоящие из трех сетов. Есть постоянная труппа из семи человек: Эдуард Радзюкевич, Федор Добронравов, Александр Олешко, Валентина Рубцова, Любовь Тихомирова, Владимир Большов, Даша Фекленко. Эти актеры заранее знают скетчи, которые произойдут в декорационных сетах. И есть четыре известных гостя – они приходят для того, чтобы участвовать в этих импровизациях. Гости ничего не репетировали, сценария не знают, вообще не имеют ни малейшего представления о том, что случится. Это люди разных публичных профессий – главное, чтобы они были искрометными, яркими, умеющими быстро реагировать, импровизировать. Наверное, в большинстве случаев это будут телеведущие, актеры театра и кино, но у нас будут и спортсмены, комментаторы, главные редакторы журналов, на радио «болтунов» достаточно. Если найдутся искрометные бизнесмены – и их позовем.Конечно, нам не обойтись без таких асов, как Иван Ургант, Юрий Стоянов, Дмитрий Нагиев, Александр Гуревич, Михаил Ефремов, Людмила Артемьева. Некоторые из них уже приняли участие в записи первых выпусков программы 13 и 14 сентября.Другие подтвердили свое участие в шоу.Мы уже знаем около 50 человек как искусных импровизаторов. А хотим еще найти тех, кого не знаем. Сейчас собираем информацию: например, я недавно познакомился со Светланой Мастерковой и увидел, что у нее потрясающая реакция, чувство юмора, жизнерадостность, которую, по-моему, невозможно ничем пригасить. Мы пригласили ее сниматься.Гостя переодевают, он подходит к декорациям, слышит напутственные слова от ведущего, открывает дверь, заходит – и только тогда видит некую обстановку, одетых во что-то людей и слышит фразу: «Слава богу, вы пришли! Мы вас ждали, а вы опаздываете». И только тогда он понимает, где он. Он может оказаться министром, врачом или дизайнером новой формыдля сборной Австралии по футболу… Каждый скетч длится несколько минут.Есть двое ведущих: на сцене –Миша Шац, а в зале сижу я – судья, который оценивает, когда нужно закончить скетч, когда он достиг своего пика. Я нажимаю специальную кнопку, звучит сирена, и все останавливается. Дальше ведущие комментируют происшедшее.В каждом сете один гость участвует в своем скетче, а потом все четверо собираются для общей сценки. В конце программы ведущий-судья говорит, какой гость среагировал лучше всех. Это очень условное соревнование. В Австралии победитель получает букет цветов и маленькую статуэтку в виде двери с логотипом программы – у нас будет так же.[b]– Еще одно ваше детище – «Хорошие шутки» – в новом сезоне немного поменялось. В том году вы так и не снялись в программе. А в этом согласитесь?[/b] – Я участвовал в программе не раз – просто на том этапе, когда она придумывалась, нащупывалась, создавалась. И если в новом сезоне это будет нужно каналу, я сыграю. Когда «Шутки» выруливались на этот вариант – соревнование двух команд, я обращался к друзьям с просьбой помочь. Тогда съемки проходили в Киеве, к нам приезжали Ваня Ургант, Антон Камолов, Оля Шелест, Тигран Кеосаян, Егор Дружинин, Юра Стоянов, Макс Леонидов. И мы на себе и на наших друзьях ставили эксперименты. Я им очень за это благодарен, это настоящее братство: я сказал – они пошли. Программа тогда была еще не до конца сформирована, но они помогли нащупать нужные ходы. С тех пор Ваня Ургант стал постоянным участником программы, надеюсь, в этом сезоне договоримся с Юрой Стояновым.[b]– Новые конкурсы придумываете сами?[/b] – И сами, и с авторами. Мы бросили клич в Интернете – любой человек, даже не имеющий отношения к ТВ, может присылать нам вариант конкурса. В Театре на Малой Бронной есть помещение, где мы эти конкурсы испытываем на друзьях или на желающих добровольцах. Если конкурс сработает, мы готовы приобрести его за деньги. В свое время нам предлагали совершенно сумасшедшие идеи, из-за неподготовленности сразу они не получились, но в итоге они появятся в новом сезоне. Кстати, один из любимых конкурсов – «апож», переворачивание песен, – изначально был проверен просто на себе. Мы сидели в офисе ОСП-студии с авторами сценария и Сашей Пушным, и на мне проводился эксперимент. Тогда стало понятно, что это будет хит.[b]Лучше отвратительно, чем мило – Как считаете, производство развлекательных программ – это в принципе развлечение?[/b] – Мне кажется, это даже более тяжелая работа, чем производство неразвлекательных программ. Развлекать зрителя с каждым годом становится все сложнее, у него растет выбор, тут ему и такой юмор, и такой, и интеллектуальная игра, и шоу, и викторины, песни, танцы.Сейчас все каналы хотят удивлять телезрителя, но СТС, будучи «фабрикой грез», заточенной на позитив, обязан так удивить!.. Все должно происходить на глазах у зрителя, здесь и сейчас из ничего возникает нечто. Это имеет отношение и к «Хорошим шуткам», и к «Слава богу…», и к «Жизнь прекрасна», и к «Снимите это немедленно»: возникает песня – из разговора, красивая женщина – из серой мышки, шутка – из ничего, рисунок – из каляки-маляки. Вот это превращение очень важно.[b]– Бывает, что человек со стороны приносит гениальную идею?[/b] – Да, люди звонят и предлагают какие-то программы, но сразу видно: они не очень смотрят наше телевидение и тем более западное. Они не в материале. Например, до сих пор придумывают программы, в которых сидят ведущий, журналисты, музыканты – и обсуждают что-то. Это все уже проехали, а все равно пишут и предлагают. Но попадаются действительно интересные заявки, которые в конечном итоге становятся программами. Те же «Хорошие шутки»: сначала мы пытались сделать оригинальный музыкально-юмористический концерт, но потом поняли, что это не работает и что он не сможет соревноваться с гигантскими концертами «Первого канала» и «России».Стали искать конфликт, придумали юмористические бои без правил. Такой handmade.А так… Дважды в год на телевизионном рынке в Каннах весь дворец на набережной Круазетт усеян офисами, перегородками, и все здесь продают свои форматы. Ты приходишь и смотришь, что сделали в этом году BBC и Warner, какие сериалы у Диснея, Sony Pictures, какие программы у Fremantle, Endemol. Договариваешься о сделке, покупаешь лицензию – и производи. Сейчас доступ ко всему открыт.Конечно, это не исключает возможности создания своих программ. «Истории в деталях», «Кино в деталях», «Детали», «Жизнь прекрасна» –- свои форматы. «Самый умный» и «Снимите это немедленно» – купленные. Все равно каждый формат – компиляция предыдущих. СТС освоил адаптацию западных ситкомов, драмеди – думаю, через годик выйдет уже ситком собственного сочинения, сделанный по западным законам. И если сейчас соотношение по сериалам не в пользу отечественной продукции, то через два-три года это будет 50 на 50, а дальше наши сериалы будут продаваться на Западе на тех же рынках.[b]Мужчины ушедших времен – Если бы про вас снимали реалити, о чем бы оно было?[/b]– Я думаю, я бы отказался сниматься в реалити. Даже если бы я оставался артистом, вряд ли на это пошел бы.[b]– Одна из ваших ярких актерских работ – герой фильма «Ландыш серебристый», мужчина с израненной душой, которого хочется пожалеть. Как думаете, этот типаж популярен у женщин?[/b] – Вообще, это у женщин надо спрашивать. Думаю, это типаж востребованный. Женщин в природе больше, чем мужчин, мужчин на всех не хватает, и естественно, животное под названием мужчина пользуется этой ситуацией, а существо под названием женщина от этого страдает. С другой стороны, есть категория женщин – им нравятся мужчины, которых можно пожалеть.Хотя современные девушки вряд ли на это «заточены». Они стремятся к связи с мужчиной с именем, гораздо старше себя. Такой персонаж, скорее, был популярен в советское время, тогда кино любило персонажей, которых можно пожалеть, приласкать. Это точно не герой нашего времени, но мужчины такой категории есть, и недостатка в женщинах у них нет.[b]– Как вы сами развлекаетесь?[/b] – Я общаюсь с друзьями, что для меня и удовольствие, и развлечение, будь то Тигран Кеосаян, Юря Стоянов, Женя Гришковец. Я хожу на фитнес, плаваю, что-то делаю – насколько хватает времени. Могу несколько раз в году с «боевыми группами» друзей выдвигаться на выходные в европейский город, где выступает какая-то группа или певец. Так, мы ездили в Париж на Мадонну или на Кайли Миноуг в Лондон.Раз в году бывает отпуск недели на две. Пытаюсь успевать за книжными новинками, но, конечно, не успеваю. Фильмы легче посмотреть: можно приползти домой и включить DVD. Я развлекаюсь, играя спектакль «По По» с Евгением Гришковцом, и это серьезное развлечение.[b]– Как думаете, на старости лет, когда уйдете на пенсию, будете смотреть телевизор и ворчать? [/b]– Я и так ворчливый человек, просто это распространяется только на совсем узкий круг людей, страдающих от меня. На работе нет времени ворчать, здесь надо ставить задачи и решать их. Ворчать можно только на самого себя. Думаю, все старенькие люди ворчат: они что-то не успели и этим недовольны. В идеале хотелось бы в старости быть максимальное количество времени в здравом уме, как мой дед, проживший почти 90 лет. У него не было серьезных мучений, болезней, только испортилось зрение – и он очень страдал от этого, потому что не мог читать. Но он был прекрасный рассказчик, и в таком здравом уме, что я могу только мечтать об этом. Хочется в старости не доставлять близким неудобств. Я понимаю, что заканчивать интервью директора департамента развлекательных программ словами про суицид – это неправильно (смеется). Но могу сказать точно: я постараюсь провести свою старость, не создавая проблем, и буду неожиданным в своем конце. Это я так, конечно, глумлюсь: люблю абсурдный английский юмор. Дело в том, что со мной никогда не было легко.Но я исправлюсь.