«Маски» сброшены
[b]Определились первые победители фестиваля «Золотая маска», которых по традиции называют раньше других. Итак, лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России, оказалась «Долгая жизнь» Нового рижского театра в постановке Алвиса Херманиса.[/b]Спектакль по статусу иностранный, по сути отсылает нас к нашему общему советскому прошлому, которое 35-летний литовский режиссер реставрирует и поэтизирует из спектакля в спектакль. Пятеро молодых актеров без грима играют почти бессловесный спектакль из жизни пятерых стариков да так, что периодически им приходится делать специальный массаж, чтобы разглаживать старческие морщины и распрямлять согбенные спины.Спектакль объехал уже 20 стран, стал лауреатом престижного фестиваля БИТЕФ и европейским хитом, что сам режиссер объясняет надвигающимся старением всей Европы. В дополнение к «Долгой жизни» приедет новый спектакль Херманиса – «Соня» по повести Татьяны Толстой (возможный претендент на будущую «Маску»).Премия за честь и достоинство присуждена Марине Семеновой и Владимиру Гуляеву, вписавшему в географическую карту «Золотой маски» город Кудымкар. За поддержку театрального искусства России отмечен губернатор Ростовской области Владимир Чуб.А вот корифеи нашего театра «Маску» точно не получат. Юрий Любимов, поблагодарив организаторов, отказался от участия в «Золотой маске», которая впервые внесла его спектакль – «Антигону» – в свою афишу. Анатолий Васильев также отозвал из афиши спектакль «Каменный гость мертв» из-за изменения своего статуса и туманного положения своего театра. Слетела с афиши и «Мария Стюарт» из БДТ, чьи участники – Марина Игнатова и Юрий Толубеев – были выдвинуты на премию в частной номинации (лучшая роль). Право первого проката спектакля в Москве принадлежит Чеховскому фестивалю, который начнется 31 мая.Из-за растущих цен на гостиницы у фестиваля образовался дефицит в 13 миллионов рублей.Но, как сказала президент фестиваля Мария Ревякина, решать организационные проблемы устроителям фестиваля становится все легче, а вот находить в провинции конкурентоспособные спектакли все труднее.