Мост на ниточках и ресторан в небе
[b]Строительство уникального сооружения не может обойтись без уникальных операций. Именно такая операция – натяжка вант-тросов – началась на Живописном мосту через Москву-реку в районе Серебряного Бора.[/b]Этот мост – часть строящегося северо-западного радиуса, который продолжит Звенигородский проспект до выхода на МКАД и соединения с Рижским шоссе. Пожалуй, ни на одной городской магистрали в столице нет такого набора оригинальных сооружений, как здесь. Кажется, их специально подобрали вместе, одно за другим, чтобы въезд в город был интересней. Сначала нужно нырнуть в Серебряноборский тоннель, потом подняться на эстакаду и выехать на первый в Москве вантовый мост.Он необычен по облику, по конструкции и пересекает реку наискосок под углом приблизительно 30 градусов. Поэтому протяженность его пролетного строения без подъездных насыпей – больше километра. Непосредственно над водой будут висеть 409 метров пути.Весь пролет уже перекинут через реку методом продольной надвижки, но пока стоит на временных опорах, ждет, когда его подвесят вантами к огромной арке из металлоконструкций.Высота этой ажурной дуги –106 метров, ширина – 140. Ее сравнивают с перегнутой пополам башней Густава Эйфеля.Строители уже выполнили ряд сложных этапов. Арка монтировалась из отдельных элементов весом от 6 до 9 тонн на прочнейших болтах. Кульминацией этих работ стала высокоточная состыковка двух пилонов, замкнувшая высотную стальную дугу над рекой.[b]Солнечные лучики 49 канатов[/b]После этого и началась натяжка вант-тросов, которые будут нести пролет моста. Когда эта операция подойдет к концу, пролет сам оторвется от опор и повиснет на ярко-оранжевых ниточках, которые расходятся веером, как солнечные лучики. Так мощные ванты диаметром 30 сантиметров, в каждом из которых от 27 до 49 стальных канатов, выглядят издали. Невероятно красиво. На сегодня из 72 вант-тросов уже смонтированы и натянуты 28.Этой работой руководят специалисты французской фирмы, выигравшей тендер. Они уже участвовали в строительстве Конькобежного дворца в Крылатском, что поблизости отсюда. Там подвесили на вантах крышу. Натяжка «ниточек», которые будут держать многотонный пролет, требует высокой квалификации. Вместе с тем это интереснейший процесс. Все ванты и монтажное оборудование французы привезли с собой.Чтобы регулировать усилие в тросе, в его первый эталонный канат вставляется датчик. Натяжение в других канатах отслеживается по компьютеру.Первую стадию операции выполняют малыми домкратами, вторую, финишную, стадию – более мощными механизмами. Скорость монтажа – 4 ванты в неделю.[b]Как родилась идея ресторана в небе[/b]Кажется, что может быть сложнее этой операции? Но представители генпроектировщика – управляющей компании ПСО «Система ГАЛС» – говорят, что самое сложное – впереди. Когда пролет будет уже висеть, центральную опору из-под него на первых порах не уберут.Поскольку прямо на пролете начнется сборка конструкции ресторана – огромного двухъярусного помещения в виде прозрачного диска, который поднимут под арку на высоту 90 метров. Там он повиснет, как колокольчик под дугой.– Когда московские инженеры впервые спроектировали высокую арку моста, – рассказал «ВМ» главный архитектор института «Метрогипротранс» Николай Шумаков, – наш мэр резонно предложил, чтобы она «не простаивала», чтобы не только держала ванты, но и получила вторую функцию. Эта идея вдохновила проектировщиков. Так появился эскиз висящего двухъярусного сооружения в виде диска, напоминающего эллипсоид.Проектирование ресторана сейчас заканчивается. Предполагается, что его стены будут смонтированы из больших стеклопакетов 180х240 сантиметров с затененными стеклами от перегрева на солнце и системой отопления от замерзания. Ведь кроме ресторана, «в прозрачном дирижабле», застывшем над рекой, разместится смотровая площадка. Мыть стены-окна будет специальный манипулятор. Сочли, что для промышленных альпинистов такая работа опасна.Чтобы устранить все риски, снизить до минимума ветровые нагрузки и гасить вибрацию, создаваемую транспортом, в нижнем ярусе ресторана установят до 20 демпферов. Иначе посетителям придется испытывать серьезный дискомфорт. Для усиления прочности арочной конструкции все ее несущие элементы уже усилены в полтора раза. А когда собранный внизу ресторан поднимут наверх, будет налажен постоянный мониторинг всего сооружения.[b]Лифт – заодно колесо обозрения[/b]Есть еще одна «изюминка» в проекте. Два панорамных лифта с прекрасными видами на Серебряный Бор, излучины Москвы-реки, спортивные сооружения Крылатского, на небоскреб «Континенталь», который строится недалеко от моста, будут поднимать посетителей с правого берега. Сам подъем станет развлечением. Едешь в лифте, будто катаешься на колесе обозрения. А левую опору арки отдадут подъемнику МЧС и технических служб. Работы по сооружению Живописного моста (название подсказало имя ближайшей улицы) ведут опытные мостоотряды №№ 18 и 90.Его открытие, как и всего участка вылетной радиальной магистрали, включая Серебряноборский тоннель, намечено на конец нынешнего года.